Торговое обслуживание сельских жителей, закупка у них излишков сельскохозяйственной и дикорастущей продукции и сырья, переработка и поставка в розничную сеть — все эти важнейшие социальные задачи выполняет система потребкооперации. По-прежнему в центре внимания — жители малых и отдаленных сельских населенных пунктов. Сеть с каждым годом развивается, внедряются современные формы обслуживания. Как совершенствуется торговля в агрогородках, райцентрах? Не обижены ли вниманием сельские жители? На эти и другие вопросы во время прямой телефонной линии ответил председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Олег МАЦКЕВИЧ.
«СГ»: — Олег Сергеевич, как решаются проблемы по организации торговли в регионах?
— Потребкооперация обеспечивает системную работу по торговому обслуживаю сельского населения. Этот вопрос регулируется требованиями государственных социальных стандартов. Согласно им, торговое обслуживание населения через стационарную торговую сеть в сельской местности обеспечивается, если в населенном пункте численность жителей более 200 человек. Когда этот показатель ниже, то с помощью стационарной торговой сети или автомагазинов, которые выезжают по маршрутам согласно графикам. Около 14,8 тысячи сельских населенных пунктов обслуживают 549 автомагазинов потребкооперации. Ежедневно открывают двери для покупателей 4900 стационарных торговых точек. Автомагазины особенно востребованы в малых населенных пунктах, где стационарные закрыты по причине убыточности.
— В нашей небольшой деревне еще совсем недавно работал магазин. Здание устарело, заведующая ушла на заслуженный отдых. Теперь к нам ездит автолавка из райцентра. Местные жители, да и приезжающие дачники беспокоятся: если магазин уже закрыт, то не останутся ли они без свежего и вкусного хлеба? Всегда ли закрытие стационарных торговых точек в сельской местности проходит неощутимо для сельчан?
Инна Иванова, Слонимский район.
— Оптимизация — процесс вынужденный, он связан с сокращением численности населения. Содержать торговые объекты в некоторых населенных пунктах становится неэффективно. Однако система потребительской кооперации насчитывает 1163 стационарных магазина в деревнях, где проживают даже менее 200 человек. Где-то работаем себе в убыток, потому что к процессу оптимизации сельской торговли нужно подходить взвешенно. Ведь зачастую магазин на селе — это единственная точка притяжения, своеобразный «клуб», куда люди приходят не только за хлебом и молоком, но и просто поговорить, обменяться новостями. И тогда неудивительно, что если люди узнают, о закрытии магазина по причине экономической нецелесообразности, то и реакция может быть негативная. Автомагазины обслуживают в том числе свыше 5,2 тысячи населенных пунктов, в которых проживает менее десяти жителей. Конечно, к новому формату обслуживания автомагазином нужно привыкнуть, к тому же он имеет преимущества — в протяженных населенных пунктах согласовано по три — четыре места остановки, ежедневно обновляется ассортимент, принимаются предварительные заказы на непродовольственные товары.— Как заключаются договоры с фермерами о переработке сельхозпродукции?
Александр Титов, Иваново.
— Заготовительные организации потребкооперации активно сотрудничают с фермерскими крестьянскими хозяйствами. Ежегодно по инициативе Белкоопсоюза до начала посевных работ и сезона массовых заготовок районные заготорганизации проводят рабочие встречи, заключаются договора. По состоянию на 1 мая 2023 года заключено 295 договоров с более чем 200 фермерскими хозяйствами на закупку около 9,4 тысячи тонн сельхозпродукции (картофель — около 2,8 тысячи тонн, овощи — 5 тысяч тонн, плоды — около 1 тысячи тонн).— Олег Сергеевич, разрешите поблагодарить за то, что несмотря на непростые времена, торговля о сельчанах не забывает. В деревню, где живет моя пожилая мама, два раза в неделю приезжает автолавка. Товары первой необходимости, да и свежие колбасные изделия, хлеб купить можно. А вот интересно: что будет со зданием старого сельского магазина, который в данное время пустует. Ведь таких довольно добротных еще помещений по стране немало. Можно ли физическому лицу приобрести его в собственность? Что для этого нужно?
Владимир, Воложинский район.
— Продажа имущества потребительской кооперации производится, как правило, на основании аукциона. В районных, областных центрах, в Минске и иных городах только на основании аукционов. С информацией о продаже имущества можно ознакомиться на официальном сайте Белкоопсоюза bks.gov.by в рубрике «Недвижимость», а также по областям в рубрике «Областные союзы», переходя по ссылке на официальные сайты областных организаций потребительской кооперации. Там приводится актуальная информация о состоянии объекта, его местонахождении, технических данных, стоимости, контактные данные ответственных за продажу лиц. Зачастую информация о продаже объектов недвижимости дублируется в районных СМИ, на официальных сайтах местных органов исполнительной власти.В организациях потребкооперации на балансе есть неиспользуемые торговые объекты с довольно продолжительными сроками эксплуатации. Далеко не у всех таких строений есть правоустанавливающие документы. В таком случае, в частности, на электронной площадке информационного центра Минэкономики torgi.gov.by проводится аукцион на право заключения договора о продаже объекта. Победителю торгов предлагается оформить в соответствии с законодательством необходимый пакет документов за свои средства, после чего заключается договор купли-продажи имущества. При этом стоимость объекта уменьшается пропорционально понесенным будущим владельцем затратам на оформление правоустанавливающих документов.
— Когда заказать продукты торговой сети Белкоопсоюз можно будет через интернет?
Ирина, Минский район.
— Всего у нас функционирует два интернет-магазина «Родны кут». Интернет-магазин Лидского филиала Гродненского облпотребобщества доставляет продукты в пределах Лиды. Интернет-магазин Могилевского райпо Могилевского облпотребсоюза — в пределах Могилева. Ассортимент — от 600 до 1300 товарных позиций продовольственных и непродовольственных товаров. При сумме заказа более 35—40 белорусских рублей товары доставят на дом бесплатно. Эта форма работы набирает обороты и уже хорошо себя зарекомендовала. Значит, в скором времени, будем внедрять ее и в других регионах.
Татьяна, Брест.
— Брестская область у нас лучшая в потребкооперации, в том числе и в общественном питании. Она служит примером тому, как надо работать с активной аудиторией. Остальные регионы перенимают подходы. К слову, всего в отрасли общественного питания потребительской кооперации — 868 объектов. В весенне-летний период дополнительно открываются 57 летних мини-кафе, 144 летних площадки, 150 точек выносной и выездной торговли. За январь — март 2023 года открыто три объекта общественного питания, в том числе один специализированный по ассортименту, отремонтировано четыре. Приобретено 40 единиц технологического оборудования, из них восемь индукционных плит.В 2023 году продолжаем проект по созданию современной сети общественного питания под единым брендом «ЛепимСами», «Еда&Кофе», TАSTY, «СМАЖАНКА». Каждый из них ориентирован на определенный ассортимент блюд и кулинарных изделий.
— Как обновляется автопарк магазинов на колесах? Приезжаю дачу и вижу, как продавец вынужден подавать товар, наклоняясь к покупателям. Хотя некоторым населенным пунктам повезло больше — у них автомагазины приезжают с застекленными витринами, что гораздо удобнее.
Александр Иванович, Червенский район.
— Обновление автопарка проходит ежегодно, за последние пять лет приобретено 160 единиц новых автомагазинов (в 2023 году планируется купить еще около 38). Почти 95 процентов автомагазинов оснащены встроенным торговым и холодильным оборудованием. Уже третий год реализуем проект со специалистами ООО «МАЗ-Купава». Разработан современный фургон, удобный для продавца, каждый оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. В машине есть все необходимое для хранения продуктов и работы продавца — системы отопления, вентилирования, электроснабжения, холодильное и торговое оборудование, кассовый аппарат, банковский платежный терминал. Однако износ подвижного состава автомагазинов увеличивается с каждым годом. Только представьте: каждая машина ежедневно преодолевает до 170 километров.— Как внедряются программы скидок с накопительными баллами за покупки в магазинах Белкоопсоюза?
Анна Сергейчик, Крупки.
— Действует программа «Мой Родны кут социальная», согласно которой предоставляются скидки на социально-значимые товары первой необходимости уязвимым категориям населения. Скидка в размере десяти процентов — на 29 товарных групп продовольственных товаров. Основной покупатель в торговой сети потребкооперации — сельское население пенсионного возраста. Поэтому и нагрузка — вводить социальные скидки — легла на нас. Более 25 процентов всех предоставленных социальных скидок в стране приходится на наши организации.— Можно ли через автолавку заказать промышленные товары — комбикорма для домашних животных, моющие средства и так далее? Имеют ли право в этом отказать?
Инна, Логойский район.
— Ассортимент автомагазинов предусматривает более 200 наименований продовольственных и непродовольственных товаров. При необходимости покупатель может оформить у продавца предзаказ на любые непродовольственные товары. Отказать в доставке крупногабаритных товаров не могут. Мы возим все: от бытовой техники до комбикормов.— Как пересматривается ассортимент товаров в автолавках в летний период? Ведь в деревню к бабушкам и дедушкам едут на каникулы дети. Прошлым летом заказывали у продавца в нашей автолавке мороженое. Но нам сказали, что холодильник сломался, привезти мороженое не могут. Будет ли увеличен ассортимент товаров в автомагазинах?
Екатерина, Минский район.
— По традиции в преддверии школьных каникул, когда в деревни приезжает много детей и дачников, ассортимент товаров увеличиваем, появляется больше наименований мороженого и прохладительных напитков, конфет и кондитерских изделий. Этот год не станет исключением.Ответ на следующее обращение на прямую линию получили уже в момент подготовки материала к печати.
Александр Шкодин из Ушачского района интересовался:
— В магазине деревни Двор-Плино часто в продаже нет колбасы, хлеба. Складывается впечатление, что сельчанам ничего не нужно. А как же свежая выпечка, порционные мясные полуфабрикаты и другое? Да что и говорить: за товарами первой необходимости нужно ехать в город. Звонил не раз в райпо — ответ один: нет денег. В город выеду — в магазинах все ломится, а на деревне — пусто. Почему?
Представители Белкоопсоюза пояснили: на товарной насыщенности прилавков собственной торговой сети района сказывается сложная финансовая ситуация.
— Руководство Витебского региона предпринимает необходимые меры, чтобы жители сельских населенных пунктов были обеспечены продуктами питания и товарами первой необходимости, — добавили в Белкоопсоюзе.
В ответ на аналогичное обращение на телефонную линию жителей деревни Заречанки Дзержинского района по вопросу торгового обслуживания в магазине № 109 в Белкоопсоюзе сообщили: в результате мониторинга 5 мая 2023 года с выездом на место недостаток ассортимента подтвердился. Приняты меры. Прилавки магазина пополнились свежими овощами и фруктами, мясными полуфабрикатами, хлебобулочными изделиями, соками, минеральной водой, молочными продуктами, макаронными изделиями и другой продукцией. Возможные перебои с ассортиментом товаров на момент поступления обращения связаны со сложностями в своевременных расчетах с поставщиками. Ситуация в этих районах на постоянном контроле руководства Белкоопсоюза.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
♦ Около 14,8 тысячи сельских населенных пунктов обслуживают 549 автомагазинов потребкооперации. Ежедневно открывают двери для покупателей 4900 стационарных торговых точек.
♦ Автомагазины обслуживают свыше 5,2 тысячи населенных пунктов, в которых проживает менее 10 жителей.
kuzmich@sb.by