Портреты требуют жертв: как снимали психологический триллер «Странники терпенья»

Фотограф запер в своем доме девушку. За забором ходят люди, но жертва глухонемая и не может позвать на помощь… Режиссер психологического триллера «Странники терпенья» сразу решил, что фотографа должен играть Константин Лавроненко. А его пленницу искали среди сотни актрис.

Исполнители главных ролей — Константин Лавроненко и Майя Сопа
фото Андрей Федечко

Двадцать лет назад режиссер Владимир Алеников работал над сериалом «Любовь Великих» — о гениях, которыми люди восхищаются уже не одно столетие и поступки которых часто имели мало общего с моралью. Их истории так впечатлили Аленикова, что он написал роман «Странники терпенья». В нем уже современный творец нарушает закон и ведет себя как маньяк — чтобы его посетило вдохновение и он создал прекрасные портреты для своей новой выставки. Режиссер писал книгу, надеясь снять по ней фильм, но воплотить идею в жизнь получилось лишь много лет спустя.

На роль фотографа Андрея Берга почти сразу решили пригласить Константина Лавроненко. «Его фамилия была в числе первых трех в нашем списке, — говорит режиссер. — Он загорелся, едва прочитав сценарий. Это и неудивительно: такие роли бывают редко, и каждая — подарок для актера. Персонаж не сходит с экрана ни на секунду и очень серьезно меняется в течение картины. Так что я ждал, что Костя согласится, и счастлив, что ожидания оправдались. Мы с Лавроненко сотрудничали первый раз, но, надеюсь, не последний. А для двадцатилетней польской актрисы Майи Сопы роль пленницы Марины — еще более серьезный подарок».

Героиня Майи Сопы за время, проведенное в доме Берга (Лавроненко), становится почти неузнаваемой
фото Сергей Табунов

Глухонемую пленницу Берга искали очень долго — пересмотрели всех молодых актрис Москвы и Петербурга, прилетали претендентки из Сербии, потом из Польши, и у Майи Сопы было несколько конкуренток среди соотечественниц. «Чем взяла Майя? — продолжает Алеников. — Конечно, не только тем, что она красотка. Она покорила ощущением нездешности, странности… Внешность глухонемых неуловимо отличается от внешности обычных людей, поскольку они все-таки немного в другом мире живут. Майя еще и очень пластичная во всех смыслах. А на съемках ей приходилось меняться каждый день: Марина за дни, проведенные в доме Берга, становится почти неузнаваемой. И гримеры трудились минимум два часа в день, каждый раз делая Майе новый грим».

До работы в «Странниках терпенья» Майя Сопа ни слова не говорила по-русски, и на площадке с ней общались только по-английски. Но за месяц, что шли съемки, она многому научилась. К концу работы уже понимала русскую речь и даже сама могла объясняться коротенькими простыми фразами. В России до проб в фильм Сопа никогда не была, тем интереснее оказалось ей приехать в Петербург, где шли съемки. Но выбраться погулять по городу удалось от силы пару раз: даже в свои выходные актриса трудилась. Занималась пантомимой с питерскими педагогами, которыми руководил друг Аленикова, хореограф и режиссер Владислав Дружинин. Кстати, он снимался у Аленикова в «Приключениях Петрова и Васечкина» вместе с сыном Егором Дружининым — сыграл там учителя рисова­ния. А в «Ка­ни­­ку­лах Петрова и Васечкина» — альпиниста и врача.

Дом для съемок найти было так же сложно, как и актрису на главную роль
фото Андрей Федечко

Дом для съемок было найти почти так же трудно, как актрису на роль пленницы. Требовался такой, чтобы стоял на берегу водоема: в воде происходит много важных сцен. Удача улыбнулась в питерском районе Озерки — там нашли большой особняк прямо на берегу озера. Но со съемками в воде удача не просто отказалась улыбаться, а решительно повернулась к киногруппе спиной! Андрею и Марине предстояло тонуть в озере — а актерам, соответственно, целый день находиться в воде. Дело происходило в июне, который в 2017 году выдался невероятно холодным. Работу над этими сценами отодвигали как могли, надеясь, что погода станет хоть немного похожей на летнюю, но в итоге пришлось снимать актеров в ледяной воде и под ледяным же ливнем.

Сцены в озере — единственные в картине, снятые не в хронологической последовательности. Обычно фильмы снимают, отталкиваясь от натуры: сначала все, что происходит в одной локации, потом все, что в другой, чтобы не приезжать в одно место несколько раз. Так делают ради экономии денег и времени. Но в «Странниках терпенья» персонажи настолько сильно меняются, что прыгать из конца в начало актеры бы не смогли. Поэтому Лавроненко и Сопа проживали свои роли поступательно, как в спектакле.

Польская актриса Майя Сопа не говорила по-русски. Но за время съемок она многому научилась. С режиссером Владимиром Алениковым
фото Андрей Федечко

Начиная работу над фильмом, Владимир Алеников и продюсер Вадим Горяинов понимали, что с деньгами возникнут сложности: бюджет картины — 84 млн рублей, 30 млн из них они получили от Минкульта, еще 30 млн вложили сами. Ситуацию спасали инвесторы, вложившие свои средства, серьезную помощь оказала студия «Ленфильм» и ее директор Эдуард Пичугин. Но в ходе производства фильма у инвесторов начались проблемы с бизнесом, и продюсерам картины пришлось менять финансовую модель. Они сделали совершенно новый и смелый для себя шаг: разместили объявление на краудфандинговой платформе. Чтобы те, кто любит фильмы режиссера Аленикова, актера Лавроненко, продюсера Вадима Горяинова, участвовавшего в создании картин «Стиляги» и «Географ глобус пропил», и музыку Александра Журбина, могли поддержать рублем их новое кино. Чтобы оно благодаря общей поддержке вышло на экраны уже осенью 2018 года.

фото: Сергей Лысов
фото: Елена Мартынюк

фото: Сергей Табунов

Елена ФОМИНА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter