Источник: Знамя юности
Знамя юности

Быстрее рапиры только пуля. Наш корреспондент взяла урок фехтования и пообщалась с гениями клинка

Под звуки металла

Мое восприятие фехтования до недавнего времени оставалось среднеобывательским – этот вид спорта ассоциировался только с мушкетерами из романа Александра Дюма. Кстати, через полвека после публикации произведения фехтование вошло в программу Олимпийских игр. Недавно в соцсетях замелькала информация о новом фехтовальном зале в Гомеле, и я решила восполнить образовательный пробел, отправившись на занятие к опытному тренеру Петру Аулову.

Юные гомельские фехтовальщики успешно выступают на соревнованиях

Грациозный спорт

Площадь нового зала – около 500 квад­ратных метров. В просторном светлом помещении эхом разносятся звуки металла: идет утренняя субботняя тренировка. В ожидании тренера общаюсь со спортсменами, среди которых много барышень. В общем, неудивительно, ведь фехтование – один из самых грациозных и элегантных видов спорта. Саше Домоцкой 18, она старшая из трех до­черей в семье, фехтованием занимается уже восемь лет:

– Раньше зал находился во Дворце водных видов спорта. Мы с мамой пришли записывать на плавание мою младшую сестру, и я увидела объявление о приеме на фехтование – сразу захотела. Родители не препятствовали: были рады, что у меня появился интерес к спорту.

– Сколько тренировок в неделю? – интересуюсь.

– Семь-восемь, потому что в некоторые дни бывает по две, – отвечает спортсменка. – Хватает ли сил на такой нон-стоп? Я уже так привыкла, что если неделю-две болею, то не могу дождаться, когда вернусь.


Есть ли качества, которые вы развили в себе благодаря фехтованию? – задаю очередной вопрос.

Девушка перечисляет без раз­думий:

– Дисциплинированность, аккуратность, упорство и целеустрем­ленность.

Саша – КМС по фехтованию. Хочет стать мастером спорта. Пока учится на подготовительном отделении в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины, в этом году планирует поступать на факультет физической культуры.

Быть в хорошей «физкультуре»

После поединка на скамейке отдыхают дети помладше. Никите Кейзе­рову десять лет – ровно половину своей жизни он фехтует. До этого он ходил на плавание, но как-то не зашло:

– Фехтование у меня пять раз в неделю, каждая тренировка почти по 2,5 часа, а еще после каждого занятия все свои ошибки записываем в дневник, потом разбираем с Петром Ивановичем – он рассказывает, как в следующий раз сделать правильно.

– Что самое сложное для тебя в фехтовании?

– Быть в хорошей «физкульту­ре», потому что мы много сил тратим, а еще нужно, чтобы была крепкая кисть. Если будет слабая, не сможешь рапиру держать.

– И что с кистью делать? – спрашиваю я.

– Нужно поднимать гантели и работать с экспандером, так нас тренер учит, – объясняет юный спортсмен.


У мальчика в группе есть товарищ, об успехах которого он рассказывает с детской непосредственностью и забавной формулировкой:

– У меня на фехтовании есть очень знатный друг под именем Арсений – у него уже пять золотых медалей, много серебряных и бронзовых.

Никита поскромничал (у него и самого полная копилка наград).

– Зачем тебе заниматься спортом? – задаю почти риторический вопро­с.

– Чтобы, когда буду взрослым, я смог защитить свою жену. Если буду худым и без сил, то не смогу этого сделать. Мой папа занимался армрестлингом и тайским боксом, а сейчас тоже хочет научиться фехтовать.

Пока общались, за мальчиком пришла мама:

– Фехтование – очень красивый вид спорта! Он воспитывает в детях много важных качеств, включая выносливость и дисциплинированность. Да и перспективы есть – ребята ездят на соревнования в разные регионы страны и в Россию. Когда младший сын Захар подрастет, тоже отдадим его на фехтование. Если, конечно, проявит интерес.

Как стать, чтобы не упасть?

Тренер освободился, и я в предвкушении получения новых скилов.

– Сначала нужно всех поприветствовать оружием – соперника, судь­ю и зрителей, – объясняет Петр Иванович.

Затем следует принять стойку (стоять нужно на специальном металлическом коврике), вынести правую руку вперед и левой сделать отмашку. У меня на удивление быстро получилось. Но я очень боялась упасть, с трудом удерживая правильное положение в пространстве.

Когда на укол идем, выпрямляем руку и делаем выпад, – учит меня тренер, и я выполняю команду, пы­таясь сохранить равновесие.

Считается, что быстрее рапиры только пуля, но я таких движений не делаю. Моя рапира плавная, как черепаха. Когда колю соперника в туловище, это отображается на электрофиксаторе (к нему проводом присоединена рукоятка рапиры) – устно счет вести не нужно. Конечно, во время соревнований бывают спорные случаи, которые затем разбирают судь­и.

– Сколько стоит бюджетная экипировка? – интересуюсь я.

Тренер терпеливо учит принимать правильную позу и держать удар

Петр Иванович рассказывает:

– В среднем выходит от 600 рублей до 1000. Это костюм, гетры, маска, перчатки, рапира, шнур. Дети могут заниматься в обычных кроссовках, но есть специальные для фехтования, они стоят не менее 500 рублей.

Кстати, по инициативе Петра Ауло­ва 15 лет назад в Гомеле открыли отделение фехтования. Воплотить идею помогли управление спорта и туризма Гомельского облисполкома и Белорусская республиканская федерация фехтования. Сейчас здесь занимается около сотни человек, но на обучение готовы принимать гораздо больше. Еще в планах открыть отделение шпаги, дело только за поиском тренера по этому виду боевого искусства.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

♦ на Олимпийских играх в фехтовании проводится 12 видов соревнований, в которых используется три вида оружия: рапира, шпага и сабля;

♦ в фехтовании на шпагах зона поражения охватывает все тело от маски до ступней, а в фехтовании на рапирах – только туловище (торс, плечи и шею);

♦  фехтование среди женщин вошло в программу Олимпийских игр в 1924 году в Пари­же;

♦  фехтование находится в первой тройке списка спортивных интеллектуальных игр, ведь в поединке необходима не столько физическая сила, сколько умение вырабатывать стратегию и самоконтроль;

♦  костюм у фехтовальщиков обязательно белого цвета – эта традиция сохранилась с начала спортивных состязаний, когда уколы обозначались краской, нанесенной на кончик оружия. Сейчас укол регистрируется с помощью металлизированного костюма и электрофиксатора.

severyanova@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter