ДАНО. В предыдущей арифметической задаче мы задавались вопросом: «Почему люди берут кредиты?» Выводы были такими: в основе любого потребительского кредита лежит такой человеческий порок, как жадность. Ведь, по сути, мы желаем иметь больше, чем можем себе позволить. Письмо в редакцию из поселка Воропаево, что под Поставами, в стройные на первый взгляд рассуждения внесло сумятицу. 55-летняя Валентина Никифоровна Трофимова взяла кредит, как она тогда думала, из-за любви: «У меня есть трехлетняя внучка, которую я очень люблю! Поэтому решила купить себе «умный» телефон, чтобы через «Вайбер» получать фотографии». 12 марта 2019 года бабушка Валя приехала в Минск и зашла в салон сотовой связи. В номинации «цена-качество» победил симпатичный мобильник за 340 рублей. Через 20 минут счастливая Валентина Трофимова, держа в руках новенький андроид и кипу бумаг, вышла из салона. Вечером, внимательно изучив документы из салона связи, запаниковала. Оказалось, что она приобрела телефон в лизинг и окончательная стоимость будет раза в два выше. Уже на следующее утро Валентина Трофимова отправилась в салон и потребовала расторгнуть договор. Увы, оснований для этого не было. И тогда она просто положила на стол телефон, договор и… ушла.
АНАЛИЗ ЗАДАЧИ. Лизинг, банкинг, консалтинг, франчайзинг, маркетинг, трейдинг… Поколение next оперирует данными формулировками как родными, но вот люди, рожденные в СССР, часто приходят в замешательство. Не стала исключением и Валентина Трофимова. Она-то была уверена, что оформила в салоне стандартный кредитный договор, но в действительности он был лизинговым. Кратко поясним суть лизинга. В переводе с английского lease означает «аренда». По сути, лизинг — это гибрид аренды и кредита с привлечением третьего лица — лизинговой компании. Последняя выкупает у продавца имущество и передает его лизингополучателю. Тот выплачивает ежемесячно определенную сумму до полного погашения долга. Рассмотрим на нашем примере. Лизинговая компания выкупила у продавца — салона сотовой связи — мобильный телефон и далее передала его по договору гражданке В.Н.Трофимовой. Условиями договора были определены сроки погашения стоимости телефона, сумма ежемесячных выплат и оговорены штрафные санкции за задержку платежей. В треугольнике должны быть довольны все. Магазин продал товар, лизинговая компания получила прибыль на разнице от начальной стоимости и конечной, покупатель, не имея на руках денег, за 20 минут получил желаемое. Причем без первоначального взноса, справки о доходах и поручительства. Почему же тогда в своем письме в адрес редакции Валентина Трофимова пишет: «Помогите мне, пожалуйста, я уже спать не могу, плачу постоянно и, честно говоря, уже зову смерть. Только в ней уже вижу единственное спасение!»
Договор — это самое важное изобретение в истории человечества. Потому что он позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ. Что же подвело гражданку Трофимову к мрачным мыслям? По ее признанию, письмо из лизинговой компании от 20 июля 2019 года. Там напомнили Валентине Никифоровне, что с ней еще в марте был заключен договор. А посему, будьте любезны: «С целью досудебного урегулирования спора оплатите сумму долга в размере 77,97 рублей, сумму пени и штрафа в размере 364,46 рублей, а всего 442,43 рублей». И чтобы наша героиня поняла всю серьезность дела, ее предупреждают: «В случае неоплаты, будем вынуждены обратиться в суд за взысканием с Вас суммы долга в принудительном порядке. В таком случае на Вас судом будут возложены расходы на оплату государственной пошлины. Также мы известим вашего работодателя и родственников о имеющейся у Вас сумме долга. Кроме этого, суд вправе будет наложить арест на Ваше имущество, в том числе деньги, запретить Вам выезжать из Республики Беларусь и ограничить Вас в праве на управление транспортным средством». Что касается упомянутых выше сумм, то все в рамках закона. Подписывая лизинговый договор, Валентина Трофимова согласилась с пунктами, которые говорили о штрафных санкциях за задержку выплат. С каждым днем сумма увеличивается. И если позиция, которую можно смело назвать детской, сохранится, то к новому году телефон может стать золотым.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Увы, но юристы сошлись во мнении, что в данной ситуации гражданка Трофимова обязана выполнять условия договора. Звонок из редакции в салон сотовой связи ожидаемо ничего не дал. Ведь по лизинговому договору, телефон Валентине Трофимовой передавался в так называемую финансовую аренду лизинговой компании. Представитель салона сообщил, что если бы они напрямую продали телефон, то вопрос, скорее всего, был бы решен положительно. Поэтому надо обращаться в лизинговую компанию. Совет дельный.
Как ни читай договор, но в нем были прописаны все условия. И клиент на них согласился. Поэтому вывод один: надо договариваться с руководством лизинговой компании. И слезно убеждать их, что денег нет и в ближайшее время не будет.Валентина Трофимова в настоящее время не работает, то есть источников дохода у нее нет. Взрослые сын и дочь помочь не могут. Поэтому и было отправлено письмо в редакцию.
ВЫВОДЫ. Вышеизложенное еще раз подтверждает старую истину, что договор — это самое важное изобретение в истории человечества. Потому что он позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу. Валентина Трофимова не глядя подмахнула лизинговый договор. Доводы о том, что ей непонятно объяснили в салоне все условия, стоят не дорого. Никто не запрещал все разузнать досконально, никто не заставлял подписывать бумаги. Для полноты картины я лично посетил один из столичных салонов на улице Сурганова и, притворившись дилетантом, долго пытал сотрудников разными банальными вопросами. И мне не только достаточно популярно объяснили, в чем разница между кредитом, лизингом и рассрочкой, но и не заставляли делать выбор. Сегодня Валентине Трофимовой жизнь — не мила. На вопрос: «Можно ли вашу историю опубликовать?» — она ответила утвердительно, мол, пусть люди знают, какие неприятности могут в любую секунду свалиться на их голову.
Мы будем и дальше следить за этой ситуацией.
usachev@sb.by
P.S. Когда материал был сверстан, в редакцию позвонил представитель ИООО «Связной БЕЛ» и сообщил, что вопрос Валентины Трофимовой обсуждался с руководством «Изи Кредит». Учитывая материальное положение покупательницы, лизинговая компания приняла решение не взыскивать с нее лизинговые проценты и пеню за просрочку платежей. В ближайшее время Валентина Никифоровна должна обратиться в «Изи Кредит» и решить вопрос на месте. На наш взгляд, это более чем благоприятный исход. Новость обрадовала нашу героиню: «Огромное вам спасибо, без вмешательства газеты я бы сама никогда не решила этот вопрос!»