Сердце и мозг — в отношениях, но все сложно

Парный танец

Постулат о том, что ум всегда в дураках у сердца, вывел в XVIII веке великий остряк Франсуа де Ларошфуко. Однако и до него было известно — там, где вопрос касается романтических увлечений или любых других сильных эмоций, о логике и объективности говорить не приходится. Но современные ученые утверждают: сердце и мозг вовсе не являются антагонистами. Просто каждый из них качественно выполняет свою работу в конкретном случае и обстановке. В остальном органы, которые символизируют разум и чувства, вполне мирно сотрудничают на благо человека.

Когда музы молчат 

Некоторое время назад в интернете появились материалы, авторы которых ссылаются на «исследования» о том, что у сердца, якобы, есть свой собственный мозг. То есть цепочки нейронов, которые вырабатывают ни много ни мало гормон окситоцин (вещество, оказывающее влияние на уровень сексуального влечения, доверия к другому человеку и так далее). Из этого делался вывод: сердце управляет умом. Один из аргументов главенства сердца — у зародыша оно начинает биться еще до того, как формируется мозг (примерно на третьей неделе). С последним не поспоришь — все же медицинский факт. Но особенность качественного обмана как раз и состоит в смешении правды и вымысла. 

Если разбирать все по полочкам, то, во-первых, сердце — мышечный орган и оно вообще не производит никаких гормонов (этим занимаются железы внутренней секреции). Во-вторых, что касается окситоцина, то данный нейропептид синтезируется в гипоталамусе и накапливается в задней доле гипофиза. Ну и в-третьих, чувственные удовольствия — это вообще не сфера ответственности «пламенного мотора». Как это ни парадоксально, но пресловутая борьба разума и чувств происходит исключительно в самом мозге. И причина в том, что два мощнейших фактора — инстинкт размножения и стремление к развитию (совершенствование мозговой деятельности) — накладываются один на другой. А поскольку с точки зрения природы мы все же в первую очередь животные, в большинстве случаев механизм продолжения рода оказывается сильнее. Появление потомства означает передачу наследственной информации через ДНК. А для эволюции в глобальном смысле это куда более весомый аргумент, чем лишняя нейронная цепочка в мозге. Обидно для романтиков, но тут на самом деле нет никакой лирики — чистейшая физиология и инстинкты. 

Тем не менее передача ДНК — это крайне важный момент, поскольку эволюционная задача состоит еще и в ее совершенствовании. Поэтому, когда у нас все же есть время пораскинуть мозгами (пока гормональный шквал не налетел), мы выбираем рационально и в несколько этапов. Сначала дорсолатеральная префронтальная кора проводит первую «сортировку» предполагаемого партнера по привлекательности (внешние данные), а также визуальную оценку его физического здоровья. Далее медиальная префронтальная кора анализирует уже вторичные признаки — личностные качества, совпадение в интеллектуальном и эмоциональном плане. Когда две зоны синхронно «дают добро», мы решаем завязать отношения. Но это в идеале, конечно. 

Проза жизни 

На мозге лежат функции контроля, но командовать сердцу (например, приказать ему остановиться, как демонстрировал граф Калиостро в фильме «Формула любви») что-либо сделать он не в состоянии. Исключение — выброс адреналина, который стимулирует сердечную мышцу сокращаться быстрее (так называемый режим бей или беги). Но это вынужденная мера. В остальном мозг как орган, который должен постоянно и в большом объеме получать кровь и растворенный в ней кислород, заинтересован в спокойной и бесперебойной работе сердца как никто другой. Поэтому если возникают неблагоприятные факторы (перегрузки, стресс и тому подобное), мозг тут же бросается на помощь, активизируя подкорковые нервные центры, расположенные в мозжечке. А уже они, в свою очередь, включают режим «скорой помощи» — многочисленные защитные механизмы, нормальзующие работу сердца и сосудов. 

Как выяснили ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде, здоровое сердце нужно мозгу еще и потому, что от него зависит такой важный процесс, как запоминание. Как это работает? Известно, что для того, чтобы что-то хорошо запомнить, нужно поспать — во сне происходит консолидация памяти, когда информация переходит из кратковременного ее хранилища в долговременное. Если во сне сердце работает спокойно и бьется размеренно, когнитивные способности мозга улучшаются в разы. Так что ни о какой конкуренции или вражде речь не идет — только плодотворное сотрудничество.

Пение в хоре синхронизирует сердечный ритм и пульс поющих, что снижает вероятность инфарктов — к такому выводу пришли шведские ученые. А также позитивно влияет на блуждающий черепной нерв, который отвечает за наше эмоциональное состояние, общение с людьми в социуме. Что называется — и уму и сердцу!
Фото  pixabay.com

В ТЕМУ 

Стук-стук-стук — не всегда друг

Тело человека — по сути, тот же механизм. И его органы не всегда работают бесшумно, а производят самые различные звуки. Простейший пример: когда мы грызем сухарики, раздается хруст во рту, который отражается в черепной коробке. 

Если в это время мы смотрим телепередачу на обычной громкости, то перестаем воспринимать информацию — звук жевания доминирует. Следовательно, приходится увеличивать громкость телевизора. 

Вообще говоря, слуховой аппарат у нас весьма прихотливо устроен и имеет тонкую настройку под каждую конкретную ситуацию. Обратите внимание, когда вы разговариваете с интересным или нужным собеседником, находясь в шумном месте, вы все равно прежде всего воспринимаете его речь. Остальные звуки (хотя они могут быть очень громкими) идут без детализации и смазываются настолько, что потом их вспомнить невозможно. Избирательный слух — хитрый ход мозга, который защищает себя от ненужных перегрузок. Любопытно другое — точно так же, как он «отсекает» звуки уличной суеты, мозг не дает нам возможности слышать шум внутренних органов. Почему? Да потому что в лучшем случае это бы нам просто мешало, в худшем — мы бы гарантированно сошли с ума. Известная пытка каплей воды основана именно на этом. При некоторых формах стрессового расстройства человек начинает слышать шум в ушах или биение пульса в области барабанной перепонки. Обычно такие симптомы снимаются длительным приемом успокоительных, но слушать это 24 часа в сутки — весьма серьезное испытание для психики. 

Сердце тоже работает не тихо. «Глушит» этот звук (как и другие шумы внутренних органов) особый отдел мозга под названием «островковая кора». Например, в ситуации опасности, испуга, ужаса ее активность снижается — мы четко слышим бешеный стук сердца и шум дыхания. Это маркеры опасности, говорящие о том, что организм напряжен. Как только мы успокаиваемся, островковая кора «перекрывает» шумы, как будто их и не было. 

Некоторые интересные детали работы этого механизма проследили исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны (результаты их опытов были опубликованы в Journal of Neuroscience). В эксперименте участвовали 150 человек — им показывали на экране геометрическую фигуру, которая периодически появлялась и исчезала. Оказалось, что, если она мерцала в ритме, совпадающем с сердечным, ее было труднее увидеть — она как бы выпадала из внимания. Такие же метаморфозы наблюдались и в случае со звуками — те, что раздавались в унисон с биением сердца испытуемого, он не воспринимал. Ученые сделали вывод: мозгу для ощущения тела, конечно же, необходимо самому ощущать сердечный ритм. Но эту информацию он оставляет, так сказать, для своего внутреннего пользования. 

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter