Дубков: цель устойчивого развития – повышение эффективности экономики

Ответственная конкуренция за кадры


Сейчас ряд представителей государственного и частного бизнеса выступают с инициативой создания Ассоциации участников Глобального договора ООН. На наш взгляд, подобная общественная организация позволит сконцентрировать компетенции и аналитику по развитию управленческих решений исходя из международной повестки и специфики нашей социально-экономической модели. В рамках ассоциации бизнес сможет вырабатывать те или иные решения на национальном уровне и определять позиции для сотрудничества — на глобальном: международные процедуры часто громоздкие и иногда излишне формализованы.

Несомненно, сегодня на мировые рынки и взаимоотношения субъектов хозяйствования из различных регионов в значительной степени влияют санкции и политические факторы. В этом разрезе кажется, что включаться в те же проекты по реализации ESG-принципов нецелесообразно и неэффективно. К сожалению, в силу различных причин в информационном пространстве в какой-то степени произошла подмена понятий. И нередко ESG-принципы, которые формировались изначально как стандарты социально ответственного бизнеса, сводятся исключительно к проблемам глобального потепления и сокращения выброса парниковых газов. На самом деле эта повестка более широкая. По сути, она сводится к повышению эффективности управления — и в части выстраивания оптимальных производственных процессов, и в части управления рисками: экологическими, социальными и другими. Вопрос не в международной повестке, а в тех объективных условиях, в которых приходится функционировать нашей национальной экономике. И этими вопросами необходимо заниматься, либо к этому подтолкнут реалии.

А они таковы, что белорусским компаниям приходится конкурировать за трудовые ресурсы. Особенно за квалифицированные. Для этого необходимо обеспечить и высокопроизводительные рабочие места (как источник высокой зарплаты), и соответствующие условия труда в самом широком понимании этих слов: от организации современных рабочих мест, внедрения принципов управления и корпоративной культуры, комфортной для современного человека, до социальной инфраструктуры и экологической составляющей. Особенно это актуально для моногородов, где есть градо­образующие предприятия, и для регионов в целом.

Второй демографический переход и его влияние на рынок труда необходимо и целесообразно рассматривать в глобальном и региональном контекстах. За трудовые ресурсы происходит трансграничная конкуренция. В Германии упростили подтверждение дипломов по дефицитным для этой страны специальностям. Через три года работы по контракту Германия готова предоставлять таким трудовым мигрантам гражданство. В Польше в прошлом году прошел референдум по отношению граждан к миграции. Но дискуссия вращалась вокруг приезжих из Африки и Азии. Наши трудовые ресурсы Польша готова привлекать и тоже формирует определенные льготные условия. Усиливается конкуренция со стороны российских субъектов хозяйствования, в рамках покрытия дефицита трудовых ресурсов рассматриваются самые разнообразные инициативы.

И наши компании, как говорится, обречены обеспечивать устойчивое развитие. В противном случае есть риск в самом ближайшем будущем потерять значительное количество производственных сил. Проблема эффективности сегодня обсуждается на самом высоком уровне. Недавно эту проблему озвучили на совещании у ­Президента нашей страны. И определили эффективность как один из драйверов экономического роста.

Прямо скажем, резерв для повышения эффективности есть достаточно широкий для всех отраслей и многих предприятий. Причем независимо от формы собственности. Этот фактор второстепенный. Ключевыми условиями являются наличие рыночной среды и соблюдение рыночной дисциплины. В французском концерне «Рено» присутствует значительная доля государственного капитала. Энергетический концерн Норвегии «Statoil» — государственный (его название происходит от State’s oil — государственная нефть). Около ста государственных корпораций существует в Китае. И эти компании являются драйверами своих национальных экономик, поскольку их оценивают по рыночным механизмам, эффективности, конкурентоспособности. И даже в Китае с очень сильным государственным сектором, если та или иная компания работает неэффективно, то там не видят трагедии, чтобы ее обанкротить. Кстати, банкротство далеко не равнозначно ликвидации. Вполне естественно, что крупные предприятия и концерны (в том числе частные) в каждой стране стараются сохранить в силу их стратегического, экономического или социального значения. Но в результате объявления несостоятельности меняется собственник. И новые владельцы вдыхают вторую жизнь в проблемные активы.
Как видится, необходимо постепенно усиливать рыночную ответственность белорусских субъектов хозяйствования. Ведь нередко крупные компании (в том числе частные) проводят весьма рискованную и сомнительную политику, так как уверены, что из-за их размеров и социально-экономического значения государство всегда придет на помощь и не даст развалиться. Такой подход, несомненно, чаще всего оправдан с государственной и макроэкономической точки зрения. Но необходимо повышать рыночную ответственность и собственников, и топ-менеджеров.
Следует понимать, что качество управления, соблюдение принципов устойчивого развития на корпоративном уровне повышает конкурентоспособность наших компаний. И с точки зрения стабильного сбыта продукции на экспортных рынках, и с позиции инвестиционной привлекательности. Конечно, единого, универсального подхода по оценке тех же ESG-принципов не существует. Но общие подходы уже выработались. Поэтому заниматься тематикой сбалансированного и устойчивого развития — не дань моде, а инструментарий для повышения эффективности нашей национальной экономики. И, соответственно, ее конкурентоспособности.

Сергей Дубков, председатель правления «БСБ Банка»


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter