«Очень женская выставка» — так в шутку назвал «Шкатулку драгоценностей» один из коллег-журналистов. Однако мужчинам на ней тоже есть что посмотреть. Все экспонаты — из коллекции Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. Как украшали себя народы Поволжья и Приамурья? Что носили крымские татары и буряты? И чем отличались аксессуары жителей юга и севера России? Благодаря стараниям российских и белорусских музейщиков в Минск приехали почти 250 шедевров, характеризующих ювелирную традицию и эстетические вкусы почти 40 народов когда-то огромной Российской империи.
Белорусская культура в экспозиции, к слову, тоже представлена. Это традиционные пояса слуцкого типа. Обратите внимание: знаменитые слуцкие пояса и пояса слуцкого типа — совсем не одно и то же. Последние сохраняли общую композиционную структуру, но изготавливались на ткацких мануфактурах в десятках городов бывшей Российской империи. Куратор выставки, ведущий научный сотрудник научно-фондового отдела НХМ Наталья Калашник добавляет:
— Но идти на выставку стоит, конечно, не только ради поясов. Цель экспозиции — показать многообразие и своеобразие национальных культур России на примере ювелирного мастерства. А это десятки форм, материалов, способов изготовления и декорирования: от оригинальных шейных серебряных украшений до элементов детской одежды с нашивками, которые призваны отгонять злых духов…
Часть экспонатов изготовлена профессиональными ювелирами-ремесленниками. Остальные — носителями традиции в домашних условиях.Увидят гости НХМ в том числе украшения самаркандских мастеров, которые преподносились в качестве подарков членам императорской фамилии. Эти дары хранились в кладовых императорских и великокняжеских дворцов, а чуть позже попали в фонды Российского этнографического музея.
— В старину украшения имели не только эстетическое значение, но и наделялись также значимыми семантическими функциями, — продолжает Наталья Николаевна. — Проще говоря, они служили в том числе «маркерами» пола и возраста, отражали семейное и общественное положение, указывали на конфессиональную и этническую принадлежность человека… Именно в украшениях знаковость, характерная для народного искусства в целом, достигала максимальной концентрации. Здесь было важно все: материал, форма, декор… Эта выставка — диалог между чувством прекрасного и научным содержанием, искусством и техникой исполнения.
До 11 декабря «Шкатулку драгоценностей» можно увидеть в выставочном корпусе НХМ (улица К. Маркса, 24).leonovich@sb.by