Пилотный проект
Для начала отметим, что на разработку и принятие нынешнего закона о государственно-частном партнерстве ушел не один год. Эксперты долго не могли остановиться на предложенном международными финансовыми организациями варианте. В итоге в декабре 2015 года в стране впервые были законодательно урегулированы вопросы взаимодействия бизнеса и власти. Идея была более чем перспективной. На практике документ должен был создать условия для привлечения на долгосрочной основе частного капитала в экономику. Средства планировалось направить на реализацию стратегически важных инфраструктурных объектов, их развитие и управление. В качестве пилотного проекта выбрана реконструкция и техническое обслуживание объекта «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин км 109,9 — км 195,15». О том, каких результатов удалось достичь, рассказал министр экономики Александр Червяков:— Для нас проект М-10 является ключевым, знаковым. Сейчас проходит конкурс. Мы отобрали в начале конкурса восемь компаний из Турции, Китая, Российской Федерации, были компании из Европейского союза. Из восьми компаний осталось четыре — три из Турции и одна из Российской Федерации. На данном этапе проходит работа с этими компаниями, идут консультации, находятся точки соприкосновения для того, чтобы условия, которые мы предлагаем для инвестора, были им восприняты. Поэтому идут консультации в части определенных требований к выполнению, чтобы найти то общее, где наши интересы совпадают.
По словам Александра Червякова, задача, чтобы до июня эти все консультации были завершены.
— То есть завершаются консультации, и после этого уже окончательно принимаются конкурсные предложения. Уже после этого будет последний этап конкурса проводиться из тех компаний, которые дадут свои предложения. Поэтому для нас вот такая черта — июнь месяц, и после этого будет проводиться конкурс, — дополнил министр.
В качестве пилотного проекта реализации ГЧП выбрана реконструкция и техническое обслуживание участка дороги М-10.
Важные изменения
Опыт реализации пилотного проекта выявил ряд недостатков, которые не позволяли оперативно принимать решения по тем или иным проектам государственно-частного партнерства. Все нюансы постарались учесть разработчики обновленного проекта закона, который депутаты приняли в первом чтении. Среди новелл — меры по оптимизации функций и полномочий государственных органов, направленные на сокращение подготовительного периода и ускорение начала реализации проектов. Закрепляется также возможность заключения соглашения о государственно-частном партнерстве путем проведения прямых переговоров без конкурса. В связи с этим уточняются полномочия комиссии по проведению конкурса, компетенция Правительства Беларуси по определению порядка организации и проведения прямых переговоров, сообщил член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Анатолий Насеня:— Основной посыл документа — ускорить реализацию проектов в государственно-частном партнерстве. Первый момент, на котором хочу остановиться, касается возможности заключения соглашений о ГЧП путем проведения прямых переговоров. Это касается проектов, которые не предусматривают бюджетного финансирования. Данная процедура работает следующим образом. Во-первых, нужна инициатива частного партнера, который приходит со своей идеей. Заинтересованный госорган данное предложение рассматривает. Если принимается положительное решение, идет обращение к частному партнеру для проведения процедуры переговоров. По закону предусмотрено, что в случае принятия положительного решения информация должна быть размещена в сети интернет в общем доступе. И если на протяжении 30 дней не поступает дополнительных предложений, то по истечении этого срока представители госоргана и частного партнера имеют право заключить соглашение о ГЧП без конкурса. Сейчас существует только один вариант — проведение конкурсных процедур. И он длительный. Требует большого времени. И новшество, предусмотренное законопроектом, позволит значительно ускорить процесс.
Следующий значимый момент касается оптимизации функций госорганов, направленных на ускорение принятия решений о заключении договоров о ГЧП. В этом вопросе еще идут дискуссии.
— Законопроектом закреплено, что ГЧП в первую очередь направлено на реализацию социально значимых проектов, — продолжает депутат. — В том числе одним из таких моментов является наделение государственного партнера правом предусматривать определенную компенсацию затрат, понесенных при выполнении отдельных работ по регулируемым ценам и тарифам. Это актуально, например, для проектов по мусоропереработке, где тарифов на утилизацию отходов и выкуп теплоэнергии недостаточно для возврата инвестором финансовых вложений. И в установленных тарифах частный партнер имеет право на возмещение этой части, дабы не нести убытки.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр ЧЕРВЯКОВ, министр экономики:
— Предлагаемые новации связаны с необходимостью активизации ГЧП и упрощения процедур в этой сфере, то есть придания дополнительного импульса этому механизму. Проектом закона уточнен ряд терминов и их определений — «проект ГЧП», «государственный партнер», расширен перечень объектов для заключения соглашений о ГЧП объектами информационно-коммуникационной инфраструктуры, для оперативности проведения процедур уменьшено количество госорганов, участвующих в подготовке проектов. Кроме того, Министерство финансов предложило в законопроекте ряд ограничений. Например, устанавливаются ограничения по возмещению из бюджета инвестиционных затрат в срок не менее пяти лет после ввода в эксплуатацию. Затраты на эксплуатацию объекта могут погашаться частному партнеру с момента его передачи, в случае если дорога продолжает эксплуатироваться и параллельно идет реконструкция одной из полос. Эти нововведения направлены в первую очередь на обеспечение баланса интересов частного партнера и сохранение устойчивости местных бюджетов.
sichevich@sb.by