Объективная необходимость
— Внесение изменений в Основной Закон страны всегда было обусловлено требованиями времени. Светлана Анатольевна, какую роль в развитии Беларуси сыграла ныне действующая Конституция, какова ее история?— Перед тем как начать разговор об изменениях Основного Закона нашего государства, необходимо обозначить наиболее важные этапы конституционного строительства в независимой Беларуси. Для этого надо вспомнить несколько знаковых дат, о которых сегодня часто говорят. Это 15 марта 1994 года, когда была принята ныне действующая Конституция, в которую в дальнейшем были внесены изменения и дополнения. В ноябре 1996-го появилась ее новая редакция, которая прежде всего предусматривала перераспределение полномочий между ветвями власти. Тогда же был создан двухпалатный Парламент. Вносились изменения и в ноябре 2004 года. В 2021-м претерпела изменения статья 67, и Конституция была дополнена новой статьей 147, касающейся проведения выборов депутатов в единый день голосования.
Действующая редакция Конституции решила вопросы, которые стояли перед ней. Прежде всего мы сохранили те мощные ресурсы, которые создали еще в период СССР, закрепили серьезную социальную базу для поддержки населения, предусмотрели важнейшие векторы своей внутренней и внешней политики. Все стратегические задачи решались, но с позиций того времени и возможностей. Сегодняшние изменения Основного Закона — потребность объективная, которая направлена на эволюционное развитие.
— В чем заключаются особенности новой редакции?
— Мы сохраняем преемственность нашего государственного устройства — так надо рассуждать. Да, мы делаем свою страну более современной, вводим для этого новые институты, но, что важно, мы не создаем тем самым новую систему государственного управления и не изменяем кардинально наше общество. Поэтому необходимо говорить об изменениях и дополнениях действующей Конституции в целях поступательного развития и совершенствования белорусского государственного устройства.
В настоящее время обсуждаются вопросы, которые касаются развития действующих институтов, исключения неактуальных и введения новых, — такая тройственная задача стоит сегодня. Для того чтобы соответствовать мировым реалиям, необходимо думать не только о том, как закрепить основные действующие опорные точки, но и как спланировать будущее развитие государства и выбрать его правильный вектор. Поэтому отличия нового проекта от редакций, принятых ранее, обусловлены необходимостью закрепления тех потребностей, которые назрели перед обществом. Например, повсеместное внедрение во все сферы жизни элементов цифровизации, которые неизбежно влияют не только на отдельных людей, но и на государственное устройство в целом. Посыл о том, что государство обеспечивает защиту персональных данных, — очень емкое положение, которое играет огромную роль в государственном регулировании.
Концептуальный документ
— Что могут ожидать граждане от нововведений в социальном плане?— Если коснуться других положений, которые вносятся в Конституцию, то их социальная составляющая очевидна. Это говорит о том, что государство ставит своей задачей находить ресурсы и возможности для того, чтобы способствовать интеллектуальному развитию молодежи, обеспечению здорового образа жизни, поддержке многодетных семей и социально незащищенных слоев населения, защите национальных и традиционных ценностей и т.д. И здесь важен один аспект. Дело в том, что Конституция — концептуальный документ, который не носит инструктивного характера. Излишняя детализация в ней невозможна в принципе. Изучая проект, вынесенный на общественное обсуждение, надо понимать, что за каждым лаконичным тезисом стоит дальнейшее совершенствование законодательства, разработка государственных программ и определение способа их финансирования для практической реализации.
— Какие изменения затронут систему государственной власти?
— Если говорить о характере изменений в целом, то это стремление сохранить баланс исполнительной, законодательной и судебной власти, и здесь преемственность неизменна. Но появились новые возможности для того, чтобы усовершенствовать систему их взаимодействия. Например, перераспределение полномочий между Правительством, Президентом и Парламентом является именно тем механизмом, который поможет это сделать. Введение новых институтов — демократический способ обеспечения прав наших граждан. Например, индивидуальная конституционная жалоба, дающая право на проверку Конституционным Судом законности нормативно-правовых актов, на основании которых разрешаются различные споры.
В новом статусе
— Что стоит за приданием Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса?— Речь идет не о введении нового института. Всебелорусское народное собрание действует давно и зарекомендовало себя как значимый представительный орган. Устоялась и форма проведения ВНС. Но с учетом появления необходимости совершенствования устройства государства, исходя из требований внешних и внутренних реалий, Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган получает новый конституционный статус. Это необходимо для формирования системы сдержек и противовесов в случае принятия на разных уровнях решений, противоречащих именно национальной безопасности страны, ведь от ошибочных и поспешных действий никто не застрахован, и об этом говорит мировая практика. Здесь Всебелорусское народное собрание как таковое не должно вмешиваться в деятельность ветвей власти, но может стать действенным заслоном на пути непродуманных решений.
ВНС в целом — прообраз Народного вече и коллективного разума, благодаря которому можно принимать решения, которые будут отвечать интересам всего общества. Некоторые отмечают, что этот институт достаточно новый для постсоветских стран. В этом нет ничего предосудительного: Беларусь идет своим путем и прорабатывает собственные правовые механизмы. В конце концов, что нового в том, что власть обращается к народу за советом? Это будет четкая и прозрачная структура, действующая уже на законодательном уровне.
Думать не только о себе
— Как измененные положения Основного Закона страны будут воплощаться в жизнь?— Если обществом будут одобрены все изменения и дополнения, которые были включены в проект Конституции, весь затронутый пласт вопросов потребует существенных корректировок действующего законодательства и переформатирования взаимодействия органов государственной власти. Этот процесс займет определенное время, о чем сказано в переходных положениях проекта. Как следствие, потребуется и изменение различных государственных программ, планирование соответствующего финансирования и т.д. Всем, кто будет принимать участие в референдуме, необходимо серьезно подумать о том, будем ли мы развиваться дальше или останемся в статичном состоянии. При этом важно думать не только о себе, но и о тех, кто придет нам на смену.
Игорь ЛУЦКИЙ, заместитель Главы Администрации Президента:
— Система государственного устройства себя оправдала и не раз устояла перед внешними и внутренними вызовами. Но за последние 25 лет жизнь внутри страны значительно изменилась, появились новые отрасли экономики, мы запустили в космос собственный спутник, создали электромобиль, построили атомную электростанцию, развиваем биоинженерию. Мы говорим о переходе от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Сокращается доля сельского населения, развивается бизнес, IT-сектор. Изменения диктуют свои правила. В мире практически не осталось конституций в первоначальной редакции. Только в XXI веке около 90 стран успешно осуществили конституционные реформы, 57 приняли новые конституции. Так и наши изменения обусловлены новым белорусским обществом. Это не попытка кому-нибудь угодить.
shamko@sb.by