— Никакого давления на предприятия, организации, субъекты хозяйствования и на людей быть не должно. Мы не должны людям мешать работать. Но если кто‑то заслуживает того, чтобы его проверили, его надо проверять столько, сколько нужно. Плачи и стоны здесь абсолютно ни к чему… Система должна быть выстроена, и она должна работать.
Негативные тенденции пока не изжиты. Зачем понадобилось совершенствовать контрольно-надзорную деятельность?
Еще в 2009 году на основании Указа № 510 в стране была сформирована целостная система контроля. Спустя восемь лет, в 2017‑м, ее комплексно модернизировали исходя из потребностей государства и общества, а также, как подчеркнул Александр Лукашенко, с учетом пожеланий отдельных «особо плачущих» и «перетрудившихся», кому число проверок казалось избыточным. Был пересмотрен перечень контролирующих органов, сокращены дублирующие сферы контроля, ужесточены требования к назначению проверок и работе контролеров. Результат не заставил себя ждать. По словам Президента, Комитет государственного контроля ежегодно информирует о снижении проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования:— Согласно отчетам КГК в прошлом году по сравнению с 2019 годом общее количество проверок сократилось почти на 30 процентов (с 8822 в 2019 году до 6,5 тысячи в 2023 году).
Дыма без огня не бывает. О бюрократии и «ловле блох» в работе контролирующих органов
В то же время на фоне улучшения статистических показателей по-прежнему не изжиты негативные тенденции в контрольно-надзорной деятельности. В частности, под видом профилактических форм контроля — разного рода мониторингов, технических осмотров — порой проводятся полноценные проверки, заметил Александр Лукашенко:— Что такое полноценная проверка, все прекрасно знают — по содержанию и по времени. Иногда там сидят месяцами, когда можно все сделать за несколько дней. В целом по стране вырисовывается цифра в 300 тысяч таких мероприятий в год (якобы профилактических). Согласитесь, впечатляющая цифра. И только после того как я указал вам на недопустимость такого подхода, цифры снизились примерно наполовину.
К сожалению, добавил белорусский лидер, так и не прекратилась практика многократных посещений одного и того же предприятия по идентичным вопросам:
— Контролеры, приходя один за другим, требуют представлять колоссальный объем документации. То есть фактически занимаются бюрократической возней и ловлей блох, как в народе говорят.
Александр Лукашенко привел конкретный пример. В период уборки зерновых (июль — август 2022 года) проверяющие посетили ОАО «Оснежицкое» 49 (!) раз, в то время как записи в книге учета проверок сделали лишь дважды. При этом данное хозяйство в Пинском районе среднее по показателям. Подобные примеры, по информации помощников Президента и председателей облисполкомов, увы, не единичны.
Впрочем, Глава государства делает скидку на то, что губернаторы и руководители предприятий, естественно, могут считать число проверочных мероприятий избыточным, однако справедливо подчеркивает, что «дыма без огня не бывает». Более того, Александра Лукашенко смущает вот какой подход:
— Самое возмутительное то, что порой проверяют абсолютно не те организации, которые следовало бы проверять. По-другому нельзя объяснить случай, когда мне нужно лично вмешиваться, чтобы навести порядок, как с тем же ценообразованием. Усилия проверяющих часто направлены именно на поиск недостатков и применение штрафных санкций.
А надо бы — на улучшение результатов деятельности предприятий. Нам не штрафы нужны и наказания или какие-то санкции, а улучшение работы предприятий.
В этой связи Глава государства дал поручение кардинально разобраться в ситуации, изменить стиль и методы работы.
Никакого давления быть не должно. На что Президент ориентировал контролеров
Правительство подготовило проект указа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Разрабатывали документ более двух лет.— Администрация Президента и Правительство крутили его несколько раз, подключая все заинтересованные ведомства. В результате проект содержит ряд новаций: от смещения акцентов в работе контролирующих органов в сторону профилактики до выведения прокуратуры из-под сферы действия Указа № 510, — обратил внимание Александр Лукашенко.
Однако с учетом значимости этого правового акта для страны Президент не склонен спешить с принятием окончательного решения. Вопросов у Главы государства много. Станут ли предприятия после подписания этого документа работать эффективнее? Снизится ли проверочная нагрузка и при этом не будет ли ослаблен контроль?
— Я сейчас говорю про те сферы, где существует реальный риск причинения вреда национальной безопасности, жизни и здоровью граждан, — уточнил Александр Лукашенко.
И еще раз предупредил всех ответственных:
— Никакого давления на предприятия, организации, субъекты хозяйствования и на людей быть не должно. Мы не должны людям мешать работать. Но если кто-то заслуживает того, чтобы его проверили, его надо проверять столько, сколько нужно.Плачи и стоны здесь абсолютно ни к чему. Контрольные, правоохранительные органы должны относиться к нашим предприятиям как к своим детям. Они нас кормят. Поэтому нельзя им мешать работать. Система должна быть выстроена, и она должна работать.
ОТ КАРАТЕЛЬНОГО УКЛОНА — К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ: КАК ИЗМЕНИТСЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРАНЕ
В Беларуси появится новый документ, который усовершенствует контрольно-надзорную деятельность. Соответствующее решение принято по итогам совещания у Президента. Представленный на мероприятии проект указа Глава государства отправил на доработку. Участники совещания пообещали, что новый нормативный правовой акт будет подготовлен к августу этого года. Подробности журналистам рассказал первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков.
Требование — изменить суть и методы
По словам первого вице-премьера, документ сбалансирован и в целом Президентом согласован. Более того, он решает поставленную белорусским лидером задачу — изменить стиль и методы проведения контрольно-надзорной деятельности. Почему же тогда проект указа будет дорабатываться? Николай Снопков подчеркивает:— Президент очень глубоко и тонко чувствует вопрос. Доработка документа — это реакция на позицию председателей облисполкомов. Суть ее заключается в том, чтобы изменить стили и методы целеполагания проверок. Вопрос очень актуальный.Целью проверки является нахождение нарушения или нахождение нестыковок в законодательстве, несоответствия в нормативных правовых актах (зачастую противоречащих друг другу), которое приводит к нарушению. Если целью проверки будет являться именно такой формат, это в конечном итоге будет обеспечивать второе требование Президента, с тем чтобы проверка завершалась не наказанием, а повышением эффективности работы предприятий, отраслей и так далее.
Ключевые новации документа
В ходе совещания Николай Снопков представил основные новации документа. Так, проект указа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности предусматривает два ключевых направления.ПЕРВОЕ. Минимальное вмешательство со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования.
Как пояснил первый вице-премьер, исключается излишний контроль за счет сокращения проверочных мероприятий и дублирующих функций проверяющих.
В ЭТИХ ЦЕЛЯХ ПРОЕКТОМ УКАЗА ПРЕДЛАГАЕТСЯ:В рамках корректировки Кодекса об административных правонарушениях в него будут включены положения об установлении ответственности проверяющих за невыполнение данной обязанности, подчеркнул Николай Снопков.
♦ установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца;
♦ ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки (за исключением случаев наличия сведений о нарушении законодательства);
♦ ввести обязанность проверяющих регистрировать книги учета мониторингов и мероприятия технического характера (это существенно упорядочит практику их проведения).
Перечень мероприятий технического, технологического проверочного характера и порядок их проведения также заложены в проект указа, ранее они определялись Советом Министров. Эти мероприятия не связаны с проверкой хозяйственной деятельности, их основная цель — предупреждение возникновения аварий, иных чрезвычайных ситуаций, массовых заболеваний посредством проведения постоянного превентивного контроля (надзора). Например, для МВД — наблюдение за уничтожением использованных ампул, флаконов из-под наркотических средств и психотропных веществ, для Минздрава — расследование возникновения профессионального заболевания и т. д. Первый вице-премьер пояснил:
— Указанный перечень оптимизирован путем исключения дублирующих функций: сокращается около 20 мероприятий, а также установлено ограничение по проведению данных мероприятий (около половины из них будет проводиться в два раза реже). Данные меры позволят существенно сократить количество контрольных мероприятий и сосредоточиться субъектам хозяйствования на основных производственных процессах.ВТОРОЕ. Усиление контроля для защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан.
♦ Проектом указа устанавливается возможность проведения оперативных проверок по вопросам соблюдения законодательства о ценообразовании, а также требований пожарной безопасности в местах пребывания более чем 300 человек.
♦ Расширяется перечень оснований для направления материалов проверки правоохранительным органам. Например, в случае неуплаты налогов на сумму более 2 тысяч базовых величин (сегодня это 80 тысяч рублей).
♦ Закрепляются полномочия органов Госфармнадзора за осуществлением государственного надзора за обращением не только лекарственных средств, но и медицинских изделий.
♦ Расширяется перечень оснований, когда могут быть назначены внеплановые проверки субъектов в течение двух лет со дня их регистрации. Например, к таким основаниям относятся наличие информации о нарушениях законодательства (в этом случае проверка может быть назначена председателем КГК), поручения судов по находящимся в их производстве делам, продолжение совершения выявленного в ходе мониторинга нарушения.
От наказаний — в сторону профилактики
Одновременно проект указа предполагает ряд мер, направленных на смещение акцентов от карательного уклона в сторону профилактики. Николай Снопков уточнил:— Предусматривается обязанность для проверяющих определять срок устранения выявленных нарушений, исходя из их специфики и объективной возможности устранения в установленный срок. Этот срок может быть продлен однократно по ходатайству проверяемого субъекта. Также предусматривается запрет на привлечение к ответственности руководителя и работников организации в течение года за нарушения, допущенные до их назначения на должности.
Помимо этого, расширяется перечень грубых нарушений, совершение которых должностным лицом контролирующего органа может повлечь привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Соответствующую жалобу проверяемый субъект может подать в вышестоящий контролирующий орган или в КГК.
Вводится система оценки эффективности работы контролирующих (надзорных) органов, исключающая привязку штрафов и предполагающая влияние проверки на эффективность деятельности предприятия.
— В целом принятие указа позволит существенно снизить вмешательство контролеров в текущую деятельность предприятий, не ослабив при этом контроль в жизненно важных сферах, своевременно выявлять системные нарушения законодательства и негативные тенденции в экономике и социальной сфере, — резюмировал Николай Снопков.«ЭТО НЕ ПОСЛАБЛЕНИЯ, А УПОРЯДОЧЕНИЕ»
Председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов также прокомментировал журналистам готовящийся проект указа с новациями в сфере контрольной деятельности:
— Я бы не рассматривал это за определенные послабления.
Проект указа содержит положения, направленные как на усиление контрольной деятельности, так и на ее упорядочение.К примеру, взять вопросы двухлетнего моратория на проведение проверок (для новых субъектов хозяйствования. — Прим. ред.). Некоторые субъекты начали этим пользоваться. Поэтому с принятием указа, если будет видно, что субъект нарушает, допустимо проведение проверки. Или вопросы ценообразования. На исполкомах лежит обязанность обеспечивать ассортимент товаров. Но каких-то рычагов у них нет. Соответственно, должны быть какие-то полномочия. Некоторые новации подсказаны самим временем. Например, в стране активно развивается электротранспорт. Сферы контроля такой нет. Минсвязи — мы активно ведем цифровизацию. Соответственно, должна быть такая сфера контроля.
Что до упорядочения, то это в меньшей степени касается проверок, отметил Василий Герасимов:
— Здесь порядок наведен. Это в большей степени касается мониторингов и технических мероприятий. Законодательно они были урегулированы в меньшей степени. Поэтому такие же правила, как по проверкам, вводятся и по этим двум мероприятиям: порядок назначения, кто имеет право, какие документы составляются, какие сроки даются на устранение нарушений субъекту и так далее. Это снизит проверочную нагрузку, потому что урегулированы в том числе вопросы периодичности.
Василий Герасимов подчеркнул, что по итогам обсуждения Глава государства поручил Правительству совместно с председателями облисполкомов до августа доработать представленный документ. Итогом этой работы должен стать указ, нормы которого были бы выгодны для предприятий и организаций, общества и прежде всего для экономики.
konon@sb.by
konoga@sb.by
Фото БЕЛТА