Такие звезды как Лиепа и Дробязко в историю входят, а всякие науседы, которые на них плюются ядом, влипают

Науседы срама не имут

На фоне всех тех подлостей, дерзостей, гадостей, что творит в последние годы литовская власть как на внешнем периметре (закрытие границ и погранпереходов, незаконные санкции и недружественные акции в отношении ближайших соседей, антибелорусская истерия и вакханалия), так и внутри страны (преследование инакомыслящих, осквернение памятников воинской славы и реабилитация нацизма), лишение литовского гражданства балерины, народной артистки России Илзе Лиепа так себе новость. Тем более что в этом проскрипционном списке не она первая. Ранее, в прошлом еще году, науседовским указом гражданства была лишена известная фигуристка Маргарита Дробязко и ее супруг Повилас Ванагас. А еще за год до этого пару лишили государственных наград за выступление на шоу Навки в Сочи.

Что власти звездам инкриминировали? Если одним словом, то инакомыслие. Илзе аукнулись ее высказывания о ситуации в Украине («Украина стала похожа на разменную валюту, и мне очень жаль»), СВО и президенте России Владимире Путине («нам очень повезло, что у нас есть такой лидер, как Владимир Владимирович Путин, который служит своей Родине, который верен своему долгу»), стыд, который она испытывает оттого, что народ в странах Балтии находится в заложниках у небольшой группы людей.

Маргарите Дробязко вменено то, что она (внимание!!!) «поддерживает личные и профессиональные связи с фигуристкой и женой пресс‑секретаря российского президента Дмитрия Пескова Татьяной Навкой и другими попавшими под санкции лицами, а также владеет имуществом в аннексированном Россией Крыму». А еще она (о, какой ужас!!!) не выступала с осуждением войны в Украине, а ее участие в ледовых шоу Навки «способствует продвижению образа России как великой страны».

Два интересных момента, как мне кажется, из сказанного вытекающих.

Первый. Если провести аналогию с театральной практикой, где существуют приглашенные режиссеры, звезды, дирижеры и балетмейстеры, то Илзе Лиепа и Маргарита Дробязко — приглашенные граждане. Латышка по отцу и русская по матери, Лиепа получила подданство Литвы в 2000 году за то, что десяток лет позволяла танцевать с собой некоему литовскому балеруну. Москвичка Дробязко в 1993 году — за заслуги перед литовским спортом и популяризацию страны: к тому времени она была тринадцатикратной чемпионкой Литвы, двукратной призеркой чемпионатов Европы и мира в танцах на льду.

Подвопросик к первому вопросу: почему страну популяризируют, хоть в чем‑то делают узнаваемой граждане нетитульной национальности, где свои громкие имена? Ответ прост: в прошлом. Более того — в советском прошлом. Всякие науседы сегодня от него открещиваются, как черт от ладана, но факт есть факт: только находясь в составе Советского Союза, тогдашняя Литовская ССР вышла на пик своего экономического и культурного развития. Именно тогда и именно благодаря нахождению в братской семье народов на весь мир прозвучали имена поэта Эдуардаса Межелайтиса. Художника Стасиса Красаускаса, чья изумительная гравюра десятилетиями украшала обложку мегапопулярного литературного журнала «Юность». Великого актера Донатаса Баниониса, который всю жизнь служил в Паневежском театре, но известен стал благодаря советскому кинематографу. Центрового «Жальгириса» Арвидаса Сабониса, который был любимцем всего Союза.

Увы, этот блистательный список я продолжить не могу: не рождала последние тридцать лет литовская земля «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Лучшее тому подтверждение — «варяги» Лиепа и Дробязко во гражданстве.

Второй момент. Почему литовские демократы, до зубовного скрежета ненавидя все советское, считают возможным использование такого абсолютно недемократичного, тоталитарного метода борьбы с оппонентами, работают по тем же лекалам, по которым в свое время в СССР лишали гражданства Войновича, Солженицина, Растроповича с Вишневской и многих других? Наверное, потому, что придумать что‑то новое умишка не хватает. Опять же в силу оскуделости земли литовской на таланты.

«Я не одобряю то, что вы говорите, но я буду защищать до смерти ваше право сказать это». Ранее эта фраза, приводимая в разных редакциях, приписывалась Вольтеру, сейчас появились сомнения. Но только в авторстве. В том, что в этих словах и есть вся суть демократии и ее принципов, сомнений никаких. Но, знаете, апеллировать к Вольтеру в спорах с науседами, дудами, боррелями, ляйнами и прочими пигмеями духа то же самое, что бисер перед известными животными метать. Вполне себе может быть, что кое‑кто из них и фамилии этой не знает.
Пожалуй, из всей этой западной пролиткомарильи один Байден мог бы с Вольтером на равных пообщаться. Думаю, только устно — вступать с ним в переписку после того, как это сделала российская самодержица Екатерина Вторая, значит признать, что и здесь эти проклятые русские первые. То, что он умер, значения не имеет — общался же недавно американский президент с канцлером ФРГ (?!) Миттераном, хотя президент Франции Миттеран уже давно, это самое… ну вы понимаете.
Это шутка. Но совершенно не смешно, когда вся мощь пусть и захудалой державенки обрушивается на двух хрупких женщин только за то, что они имеют собственную точку зрения и не боятся ее высказывать. Это подло и мерзко. Такие вот науседы, если слегка перефразировать слова классика, сраму не имут. Но, закончим мысль классика, смердят страшно.

kuchko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter