Сила народа
С Людмилой Езеповой мы встретились на проходной «Могилевлифтмаша». Рабочие после окончания смены спешили домой, многие с ней здоровались.— Меня и до этого знали по турслетам, культурным мероприятиям, а после того как показали в новостях, чувствую себя настоящей звездой: телефон разрывается от звонков друзей, бывших коллег и односельчан, — рассказывает Людмила. — Буквально за два дня до визита Президента на наше предприятие я ездила на «Купалье» в Александрию. Впервые. Впечатлений было столько, что не могла уснуть. И строки стихотворения пришли тогда сами собой. Сейчас я только, как и просил Президент, изменила концовку:
О, Беларусь, мая старонка,
Дзе ў мiрным полi хлеба каласяцца каласы.
У Александрыi на Купалле гучаць звонка
Народаў братнiх галасы.
Тут водар iван‑чаю i чабору,
Павольна сцелецца туман.
I спадчына заўжды з народам
Як абярэг, як мiру талiсман.
Но изначальный вариант, признается Езепова, ей нравится больше:
— Я написала, как чувствую. Разве наш Президент не всегда с народом? Разве его принципиальная миролюбивая позиция не является оберегом спокойной жизни белорусов?
Людмила говорит, так нервничала, что даже слова забыла:
— Раньше я видела Главу государства только по телевизору, в жизни он мне еще больше понравился. У Президента такая энергетика, такая сила! Он только вошел — и сразу расположил к себе.Разговор о поэзии продолжили дома у нашей собеседницы за чашкой чая. Он был с теми самыми чабрецом и иван‑чаем, аромат которых воспевала Людмила в стихотворении.
— Купалье — ориентир для сбора трав. В этом чае у меня есть лепестки жасмина, василька, пиона, земляника, брусника, а чабрец собирала еще моя мама.
Людмила протягивает увесистую папку со своими стихами, их не меньше сотни, страницы проиллюстрированы черно‑белыми фотографиями:
— Это моя родная деревня Селец Мстиславского района. Папа родом со Смоленщины, его деревня находилась на противоположном берегу Сожа.
Людмила Езепова за свою жизнь испробовала много профессий: воспитатель в детском саду, педагог‑организатор, заведующий отделом центра творчества, воспитатель в общежитии, в службе охраны на заводе. Стихи писала еще в школе, больше всего посвящений малой родине и отчему дому.
— Мои родители были работягами, — листает Людмила семейный альбом. — Папа — тракторист, мама всю жизнь проработала на ферме, ее называли в деревне «настаўнiцай» за опрятность. И оба они прекрасно пели. Соберутся у нас все в хате. Мы, дети, на печке лежим, а взрослые говорят: «Валя, начинай, Алексей подпоет». В память о маме с папой написала: «Ах, если б нам было подвластно снять времени бремя, чтоб от голосов родителей наших в окнах стекла звенели!»
Самые проникновенные стихи рождаются, когда бываешь на малой родине, признается поэтесса:
— Приезжаю на фестиваль в Александрию, а там такое чувство, будто вокруг мои земляки! Я же со всеми бабулечками‑мастерицами там перездоровалась, под гармошку подпевала, накупила сувениров у ремесленников, ходила в венке.
И вот что заметила: все люди на фестивале были со счастливыми лицами, умиротворенные. Я думаю, что это сила рода, славянского единения. Человек так устроен: ему необходимо чувствовать себя частью своего рода, своего народа.
Вот это поворот
В родной деревне осталась жить сестра Людмилы Елена Нестеренко. Она специально приехала в Могилев, чтобы тоже рассказать корреспондентам о своем личном общении с Александром Лукашенко. Привезла с собой газету 20‑летней давности, которую бережно хранит, — на фото она в национальном костюме рядом с Главой государства:— В 2001 году в Мстиславле проходил День белорусской письменности. Я была в роли «гаспадынi мсцiслаўскага падворка». Лично приглашала Александра Григорьевича познакомиться с нашими традициями, мастерицами и даже провела небольшую экскурсию.
Нестеренко 20 лет проработала в школе, еще столько же — председателем сельсовета, сейчас специалист по идеологической работе на сельхозпредприятии «Сож‑Агро».
— Я знаю людей, — говорит Елена, — и убеждена, что их «дабрабыт», спокойная жизнь обеспечены вот этими годами существования нашего независимого государства. В 2020‑м снова видела Президента не по телевизору, а прямо перед собой — на митинге в столице в его поддержку. Наша хата не с краю — эта позиция, я думаю, у нас из семьи. Наши родители такими же активными и неравнодушными были.
Людмила с сестрой соглашается — фундамент человека закладывается в семье:
— Стараюсь передать детям: человек не должен забывать о своих корнях. Когда люди забывают, кто они и откуда, ими легко манипулировать. Мы с дочкой, зятем и внучкой всегда посещаем мою малую родину, путешествуем по Беларуси. Скоро поедем на «Рыцарский фест» в Мстиславль, по дороге у нас две остановки памяти. Сначала у памятника в Чаусском районе. Там на реке Проне в годы Великой Отечественной войны долгие девять месяцев стоял фронт, где погиб один мой дед и был ранен второй. Затем заедем в музей в Кричеве, где хранятся сведения о моем прадеде, награжденном орденом Красной Звезды за спасение деревни от карателей.
В следующем году Людмила Езепова собирается на праздник в Александрию большой делегацией: со всеми своими родственниками и друзьями, которые приедут из России. А еще у нее две мечты: купить домик с русской печью, как в детстве в родной деревне, и издать поэтический сборник.
kukshinskaya@sb.by