Амбиции без дедукции
Несомненно, Джо Байден — один из немногочисленных ветеранов административной службы в Белом доме — занимал разнообразные ответственные посты. Вроде бы политик должен отличаться мудростью, но в случае с Байденом десятилетия, проведенные в политике, не сделали его опытным и реалистичным руководителем. «Великая демократия» сильно промахнулась, посадив его в президентское кресло. С точки зрения тактики хозяин Белого дома может считаться эффективным менеджером. И опыта на принятие каких-то решений с деструктивными последствиями у него хватает. А вот со стратегией явно есть проблемы.Современная американская политика делает все, чтобы спровоцировать глобальный хаос. Другой вопрос, а не будет ли сама «великая» Америка под этим хаосом погребена? Готовы ли американцы к изоляции, которую создают для себя сегодня? Подозреваю, что нет. Поэтому и рейтинг Байдена падает. Возможно, не все его сограждане понимают последствия политики Белого дома умом, но чувствуют сердцем и инстинктом.
Вполне открытой конфронтацией Байден разрушает все достижения своих предшественников, старавшихся сформировать такое социально-экономическое пространство в разных частях света, которое бы можно было контролировать через различные инструменты: общественные, экономические, финансовые и так далее.
Надо отметить, что идея глобализации, которую американцы активно продвигали в 1990‑е и которую довели до совершенства (со своей точки зрения) к концу 2000‑х, вполне соответствовала целям Вашингтона в достижении мирового господства.История не знает сослагательного наклонения. Но вполне вероятно, что если бы Запад проводил более тонкую и дружественную политику к остальному миру и не навязывал государствам полный набор неких своих лекал и представлений, то глобализация бы и не затухла. Возможно, переживала бы периодически некие кризисы, спады, но трансформировалась и выходила бы на какой-то новый уровень. Да, несправедливый (с учетом первостепенных интересов западных стран), но без полного пренебрежения интересами других государств. Но Вашингтон и Брюссель от дипломатии (пускай и хитрой), использования мягкой силы перешли к политике открытого конфликта. Белый дом вообще решил играть «против всех». Тем самым развалив вполне комфортный для американцев мир, провоцируя другие страны на ускоренное развитие.
Санкции во благо
Надо признать, сегодня у нас очень многие отрасли весьма серьезно зависят от импортных поставок: сырья, комплектующих, оборудования, технологий, специалистов. Но при ближайшем рассмотрении оказалось: нет ничего критического. Да, в производимой на территории ЕАЭС той же машиностроительной технике присутствует значительная доля высокотехнологичных импортных деталей. Другой вопрос, что значительная часть поставлялась не напрямую из западных стран, а производилась на «дочках», расположенных на нашей территории. И когда начался исход, естественно, возникло сомнение, а не станет ли наша промышленность колом (извините за просторечие). Но при внимательном анализе оказалось: не станет.Дело в том, что в Беларуси, России и других странах ЕАЭС есть аналоги если не всех импортных товаров, то очень многих. Другой вопрос, что нашим производителям приходилось конкурировать на рынке с крупными транснациональными корпорациями. А последние если не «убивали» их, то не позволяли полноценно развиваться, стараясь всеми силами включить в свои цепочки добавленной стоимости, отведя место производственного статиста. Благодаря политической воле в Беларуси промышленность сохранили, не дали уйти под западное влияние. Хотя многие постсоветские республики лихо реиндустриализировались и теперь очень зависят от импорта: товаров, технологий, капитала и компетенций.— Сама ситуация подталкивает к кооперации в областях, где у нас есть критическая зависимость от импортной продукции, — отметил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов в ходе третьего заседания белорусско-российской рабочей группы по импортозамещению.
В сегодняшних международных обстоятельствах имеются возможности интенсивнее развивать свои предприятия и отрасли, которые у нас по тем или иным причинам недоразвиты, чтобы создавать конкурентоспособную продукцию не только для внутреннего, но и для внешних рынков.
— Большинство из них, несмотря на санкции, остались для нас открытыми, — подчеркнул Виктор Евтухов. По его мнению, сложилась уникальная ситуация, которой необходимо воспользоваться.
Сегодня у Союзного государства есть все возможности развивать, укреплять и углублять деловые связи как между Беларусью и Россией, так и с нашими многочисленными партнерами в Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке. И выстраивать взаимоотношения на справедливой и взаимовыгодной основе.
Да, придется выйти из зоны комфорта: разрабатывать свои технологии, развивать станко- и приборостроение, наращивать разноплановые компетенции. Так просто, как раньше, не будет: купил все на Западе и работаешь с полным сопровождением. Но именно усложнение системы ведет к ее развитию. И это окажет положительный эффект и на экономику, и на общество — будет стимулировать его к развитию интеллектуальной деятельности.
А вот западный мир, теряя из-за санкций контроль над глобальными цепочками добавленной стоимости, напротив, упрощается. А упрощение — это всегда деградация. Некоторым ее удается преодолеть. Другим — нет. Но она все равно наступает. Поэтому своими санкциями развитые государства, несомненно, выбили весь мир из колеи.
Но являются ли они выигрышной стороной? Или, наоборот, проигравшей? Второе более вероятно. Ибо своими действиями Запад создал дополнительные предпосылки для ускоренного, более глубокого и динамичного развития России, Китая, Беларуси и ряда других стран. Которые он (вот ирония судьбы) санкциями хотел ослабить.