Выпускница островецкой гимназии № 1 Анастасия Филистович все еще ждет результатов тестирования по физике: говорит, сделала все, что от нее зависело, и собой довольна. Впрочем, в арсенале абитуриентки уже есть 300 баллов: два стобалльных сертификата по русскому языку и математике (бонус за победу на областном этапе республиканской олимпиады) и сотня в аттестате. Внушительный результат! И все же Насте пришлось поволноваться, ведь думала, что в одном из заданий по русскому языку допустила ошибку:
— Мне написал одноклассник, у которого был такой же вариант. И я никак не могла вспомнить: в задании, посвященном морфологическим нормам, было написано «татаров» или «татар»? Спросила еще у одного друга, и он подтвердил версию одноклассника: было написано «татаров». Тогда я и решила, что не заметила эту ошибку, раз не могу ее вспомнить…
Свой успех девушка разделяет с любимыми педагогами. Знания по русскому языку — заслуга учительницы Марии Антоновны Близник. Мол, даже в интернете не на все вопросы легко найти ответы, а Мария Антоновна с ходу отвечает на любой. А дополнительным источником подготовки к ЦТ стали курсы Анатолия Лазуркина в Минске, который вместо длинных, сложных для запоминания правил из учебника предложил авторские стихотворения. Кстати, Настя пробовала свои силы во всех трех этапах репетиционного тестирования, исправно показывая высокие результаты, но все же на ЦТ, говорит, было сложнее. Например, по физике задания требовали максимальной сосредоточенности и внимательности, справиться с ними удалось опять‑таки благодаря учительнице Галине Викторовне Внукович, которая при подготовке к тестированию делала ставку на моменты, которые ученица недоучила. Да и сотня за олимпиаду по математике, рассказывает Настя, тоже не появилась бы без поддержки опытных педагогов Татьяны Владиславовны Чижевской и Александры Иосифовны Мацкевич:
— В этом году меня и моего брата к олимпиаде по математике основательно готовила Татьяна Владиславовна. Она полностью погрузилась в олимпиадное движение. Иногда ей даже трудно было уснуть из‑за нерешенной задачи, так сильно она за нас переживала. А Александра Иосифовна готовила меня к олимпиаде с 8‑го класса и в этом году тоже помогала. Несмотря на то что я живу в маленьком городе Островце, со всей уверенностью могу сказать, что образование здесь можно получить не хуже, чем в Минске. Таких хороших учителей, как в нашей гимназии, трудно найти. Настоящих профессионалов единицы, и мне очень повезло, что я встретила учителей, которые любят свою работу!
Думаете, что, кроме подготовки к ЦТ и олимпиадам по математике, физике и астрономии, у будущей студентки ни на что не оставалось времени?
— Я играла на гитаре в школьной музыкальной группе, — улыбается Настя. — А еще уже второй год подряд у нас в гимназии ставят мюзикл на Новый год. Я участвовала в качестве танцора, в основном мы репетировали вальс, и мне это очень нравилось.
***
— Но меня это совсем не расстроило, так что все нормально, — уточняет Анна.
В итоге в ее абитуриентском арсенале тоже накопился серьезный багаж — 299 баллов из возможных 300. Серьезная заявка на студенческий билет. Как готовилась к тестированию?
— В течение года ходила на факультатив к своей учительнице белорусского языка Наталье Янисовне Кравцевич. Я училась в лицее в филологическом классе, и белорусский язык был у нас профильным. Какое‑то время занималась с репетитором по обществоведению, а ближе к концу года прошла экспресс‑курсы.
Девушка признается, что на сотни, конечно же, надеялась, но все же удивилась, когда пришли такие баллы, ведь на централизованном тестировании задания показались сложнее, чем на репетиционном. Поступать яркая абитуриентка планирует на факультет международных отношений БГУ:
— С конкретной профессией пока не определилась. ФМО просто вижу как наиболее подходящий для себя вариант. Выбираю между международными отношениями и правом.
***
— Калi казаць пра тэст па беларускай мове, то гэта быў факультатыў пры кафедры беларускай мовы Лiцэя БДУ. Добры бясплатны рэпетытар. Акрамя таго, у лiцэi нас рыхтавалi падчас звычайных заняткаў матэматыкi да ЦТ. Раз на два тыднi мы рашалi тэст: гэта былi як старыя ЦТ i РТ, так i аўтарскiя тэсты нашага выкладчыка. Таксама я хадзiў на факультатыў па матэматыцы, на якiм рашаў тэсты раз на тыдзень.
И если за тест по белорусскому языку абитуриент не волновался, то с математикой все же пришлось понервничать:
— Па беларускай мове я быў найбольш упэўнены, што будзе добры вынiк, таму што ў знаёмага быў аднолькавы варыянт, пасля тэста мы пагутарылi — i адказы ў самых спрэчных момантах у нас супалi. На матэматыцы я рашыў усё, акрамя апошняй задачы, прыкладна за дзве гадзiны. За астатнi час гэту задачу таксама рашыў, але мне спосаб рашэння не зусiм спадабаўся, здаваўся нейкiм нелагiчным.
Со специальностью Федор еще не определился, есть время подумать, но факультет уже выбрал — прикладной математики и информатики БГУ.
pasiyak@sb.by
Фото Александра Кушнера и из личного архива героев.