Долго ли ждать крушения однополярного мира?..

На разных полюсах

В настоящее время членами ООН являются 193 государства, чей формальный суверенитет считается общепризнанным. Еще одно такое государство — Ватикан — официально в ООН не входит, но ни у кого нет сомнений относительно его реальной независимости. Однако в мире существует еще около 70 территорий со спорным статусом: частично признанные и непризнанные, но самостоятельно провозгласившие и фактически отстаивающие свое право на суверенитет и независимость страны. При этом политическая карта мира неоднократно перекраивалась: возникали одни государства, рушились другие, территории и народы переходили, что называется, «из рук в руки», из одной юрисдикции в другую. Разбираемся, как формировались мировые полюса силы и какие процессы происходят сегодня.


­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Того мира, который был в планетарном масштабе вчера, ни сегодня, ни завтра уже не будет… Главное в том, что появились новые игроки, мощные, сильные, на международной арене. Не буду их называть. И они не согласны с однополярным миром, с однополярным устройством этого мира. Они хотят многополярности... Они за многополярный мир. А американцам многополярный мир не нужен. Нужен однополярный.

В ходе торжественного собрания ко Дню Независимости Беларуси, 2 июля 2022 года.

Глобализация без правил

К ХХ веку исторический процесс вышел на новый уровень. Начавшаяся глобализация, связанная с бурным развитием науки и техники, позволила связать воедино самые отдаленные территории земного шара, обеспечив быстрый (а сейчас почти мгновенный) обмен информацией, установив удобные транспортно-логистические пути и сделав путешествия максимально комфортными и безопасными, а границы максимально условными и открытыми.

Бурная международная торговля товарами и перетекание из страны в страну капиталов в поисках наивысшего процента прибыли, массовая миграция людей в поисках лучшей доли, активный обмен знаниями и технологиями в поисках их максимально эффективной реализации — все это вызвало иллюзию открытости, свободы и равноправия всех участников глобализационных процессов.
Но потом неожиданно выяснилось, что хаотичное брожение всего и вся по глобальному миру приводит к столкновению глобальных же интересов. Как результат первой волны этого хаоса — Первая мировая война.
Отрезвляющее чувство боли и многомиллионных потерь (как в демографическом, так и финансовом плане) привело мировое сообщество к мысли о необходимости установления каких-нибудь правил и появлению новых политических институтов и субъектов с регулирующими функциями. В итоге возникла Лига Наций — прообраз нынешней ООН, а тон в ней стали задавать несколько ведущих стран из числа победителей, в первую очередь Великобритания и Франция.

Поделив между собой мандаты на управление колониями (собственными и чужими), установив зачатки международного права и присвоив себе полномочия верховных арбитров, англичане и французы стали почивать на лаврах. И интересы остальных государств и народов их мало волновали.

Вычеркнутые из глобальных процессов управления страны, разумеется, были этим крайне недовольны.
А на периферии мировой политики оказались вполне себе состоятельные, но обиженные государства: обрезанная территориально и ограниченная в военной мощи Германия, спрятанная за первым «железным занавесом» коммунистическая Россия, даже обманутые союзниками по Антанте (шутка ли — ни одного мандата на колониальные земли!) и оттого самоизолировавшиеся в рамках ранее провозглашенной «доктрины Монро» США. Были и другие недовольные. А когда так много обиженных и игнорируемых — жди беды!

Между Первой и Второй...

И беда пришла. В виде уродливых идеологий фашизма и нацизма. В виде требований о ниспровержении «оков Версаля». В виде очень быстрой милитаризации и Европы, и Азии. В виде новых союзов, выступающих за низвержение существующих мировых порядков и олицетворяющих их гегемонов. Ось «Берлин — Рим — Токио». Полыхающая Испания. Вторжение Италии в Эфиопию и Албанию. Захват Японией Китая. Присоединение к Германии Судетской области и расчленение Чехословакии.
А что же в это время делали гегемоны и гаранты мирового порядка, якобы основанного на принципах справедливости? А они решали свои проблемы.
Вместо того чтобы выполнить обязательства по международным договорам и защитить Чехословакию, Франция и Англия идут на Мюнхенский сговор, заодно блокируя возможность помощи со стороны СССР. «Умиротворяя агрессора», британский лев и галльский петух дружно водят за нос русского медведя, имитируя переговоры о создании системы коллективной безопасности в Европе. Но истинная цель — максимально связать инициативу СССР и направить агрессию Гитлера на восток. Чем закончилось — мы помним. Оккупация Польши (буквально за пять лет до этого заключившей с Германией выгоднейший, как казалось, пакт о ненападении). Вместо войны на востоке — позор Компьена, бомбардировки Лондона, эвакуация из Дюнкерка. Ну а дальше война как хтоническое чудовище пришла и на наши земли, угрожая поглотить весь мир.
Но мы выстояли. Отбили. Освободили себя и других, несмотря и вопреки всем преградам и тяготам. Загнали фашизм в логово и, как нам показалось, добили. И стали строить новый мир. И надеялись на то, что в нем нам отведут почетное место, как и полагается победителю и освободителю.

Сплошной обман

Увы, мы ошиблись. Да, удалось создать ООН и получить в нем место в Совете Безопасности с важным правом вето. Да, для обеспечения собственной безопасности пришлось создать свой ядерный арсенал, который в итоге оказался единственной действующей гарантией суверенитета. Но фултонская речь Черчилля в 1946 году опустила второй «железный занавес».

Новый мировой порядок во главе с новым гегемоном — США — стал строиться на силе доллара. Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирная торговая организация — это все порождения бреттон-вудской системы, где доллар является важнейшим инструментом влияния.
Печатая навязанные всему миру в виде платежного средства, инвестиционного инструмента и способа сбережения накоплений доллары, Вашингтон весьма эффективно прибрал к рукам все нити реального управления мировой экономикой и политикой.
Только там, за «железным занавесом», еще сопротивлялись. Потому что были отрезаны от глобализации. И тогда еще был биполярный мир, где второй полюс, СССР, мог влиять на мировые процессы. Мы сумели собрать свой кусочек мира — Варшавский договор, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). То, что называли «социалистический лагерь». Помогали как могли постколониальным странам Африки и Азии. Строили им заводы, плотины и электростанции. Снабжали ресурсами (нефтью и газом, лесом и металлами) европейских союзников: восстановленную Польшу, воссоединенную Чехословакию, болгарских братушек, гэдээровских камрадов и других членов, как казалось, дружной семьи народных демократий.
А в это время вокруг нас затягивала свои кольца «Анаконда» — порождение геополитического плана американского адмирала Мэхэна. Военные базы США и НАТО как грибы разрастались по границам СССР и всему миру. Сегодня их около тысячи!
Военный бюджет США тоже увеличивался, сейчас он превышает 800 млрд долларов в год, составляя 38 процентов всех военных расходов в мире! Для сравнения: бюджет Китая, объявленного одной из главных угроз безопасности Америки, недотягивает и до 300 млрд.
А Россия — враг номер один — со своими 66 млрд вообще смотрится бедным родственником (хотя в последнем случае почему-то вспоминается суворовское «не числом, а умением»).
К сожалению, Советский Союз и его союзники в свое время не выдержали напора и были растащены по национальным квартирам. И многие из этих квартир превратились в проходные дворы, где нынче браво гремят гусеницы американских танков и гудят их же стратегические атомные бомбардировщики. Долларовый пылесос стал высасывать из постсоветского пространства лучшие умы, сырье, а также взращивать тут проводников либеральных ценностей. И кое-кому показалось — все, конец истории и начало однополярного мира с полным всевластием США…

Любой неосторожный шаг Штатов может вызвать эффект домино: и рухнут старые неэффективные институты мирового управления, и обрушится мировой финансовый рынок. Но вот кого он погребет под своими обломками — финансовых спекулянтов или производителей реальной продукции? Так что многополярный мир уже родился. И постепенно вытесняет несправедливого предшественника. И основываться он будет на союзе реально независимых, уважающих друг друга стран, которые готовы за это и заплатить.

Новые веяния

Однако не все так беспросветно. Есть надежда, что глобальный мир все же сможет основываться на правилах, общих для всех. А не только для тех, кто слабее и беднее. Как ни стараются страны «золотого миллиарда», они же — «Большая семерка», но их время постепенно уходит.

Совокупный ВВП по паритету покупательной способности государств G7 в прошлом году составил 30,79 процента от мирового. А у пятерки стран БРИКС — 31,62. Недавно изъявившие желание стать членами БРИКС Иран и Аргентина могут увеличить экономический потенциал союза до 33,34 процента.

Демографические ресурсы организации уже более чем в четыре раза превосходят старую «семерку». Переход на взаиморасчет своими валютами нанесет серьезный удар по монопольному диктату доллара. Это ощущается уже сегодня. Отсюда и попытка заморозить (проще говоря, украсть), например, российские средства, находящиеся в западной банковской системе. Это может грозить и Китаю.
Но тогда конец мировой финансовой системе. Поэтому пока США опасаются идти на такой резкий шаг. И пытаются угрожать уже не мягкой или финансовой, а прямой военной силой (с Россией воюют руками украинцев, Китаю грозят конфликтом на Тайване).
Но и тут России и Китаю есть что противопоставить этим военным угрозам. Главное, что любой неосторожный шаг Штатов может вызвать эффект домино: и рухнут старые неэффективные институты мирового управления, и обрушится мировой финансовый рынок. Но вот кого он погребет под своими обломками — финансовых спекулянтов или производителей реальной продукции? Дутый ВВП услуг (75 процентов экономики США) или ВВП товаров? Ответ, думаю, очевиден. Так что многополярный мир уже родился. И постепенно вытесняет несправедливого предшественника. И основываться он будет на союзе реально независимых, уважающих друг друга стран, которые готовы за это и заплатить.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter