Из истории ГАИ

На перекрестках дорог и времен

Во все времена работники Госавтоинспекции обеспечивали безопасность дорожного движения. Боролись за снижение травматизма, убеждали пешеходов и водителей в необходимости соблюдать правила дорог. Заботились и об удобстве передвижения. Сегодня мы расскажем о наиболее любопытных фактах из истории становления ГАИ.


В 1914 году в Минской губернии было зарегистрировано 14 автомобилей, Могилевской — 9, Витебской — 15, Гродненской — 18. В Минске к 1915–му насчитывалось до 20 авто разных марок: «Бенц», «Фиат», «Мерседес», «Форд», «Рено», «Опель», «Кейс», «Лорен–Дитрих», «Дион–Бутон» и другие. Управлять ТС мог подготовленный человек не младше 18 лет, не страдающий недостатками вроде близорукости, глухоты. Допуск на управление машиной давала особая комиссия городской управы, что и выдавала допуск для участия в дорожном движении. Будущие автомобилисты готовились к испытаниям самостоятельно либо на курсах, к примеру, в Санкт–Петербурге.

* * *

Из Инструкции милиционерам рабоче–крестьянской милиции, утвержденной в декабре 1918–го: «Милиционер обязан не допускать езды на лошадях, велосипедах по тротуарам; наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и прочие рабочие с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили; не дозволять играть на улице перед домами в игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей; наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд...»

* * *

Для остановки экипажей и подвод, пропуска пешеходов чины полиции вынуждены были жестикулировать руками и «возвышать голос, а окрики часто не слышны», поэтому в 1907 году для упорядочения уличного движения для нижних чинов полиции вводились короткие белые трости. Впервые трактовку получили и регулировочные жесты с жезлом.

Регулировщик, 1930 – 1935 гг.

В 1922–м утверждена Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом. Он, кстати, был длиной 38,8 см, красного цвета с желтой рукояткой. Останавливался транспорт поднятием жезла вверх. Постовой также имел при себе личный номерной знак, свисток, постовую книжку с инструкциями и справочными сведениями, табельное оружие.

* * *

С 1924–го летнее обмундирование советских милиционеров состояло из гимнастерки, шаровар фасона полугалифе из черного сукна с кантом зеленого цвета, кожаных сапог, фуражки черного цвета с подбородным ремешком. Летом на нее разрешалось надевать белый чехол, он отражал солнечные лучи — и не пекло в голову. Зимняя форма: двубортная шинель, гимнастерка, френч и черные шаровары. Головной убор — шапка с козырьком и околышем сзади, который отгибался и закрывал уши и шею. Постовым полагались валяные сапоги и шерстяные перчатки. На поясном ремне слева — жезл в чехле, справа — револьвер в кобуре на ремешке, сзади — полевая сумка для документов. При себе имелся и свисток с горошиной, нагрудный знак милиционера (овальный жетон с выбитым внизу личным номером).

* * *

Основные правила езды в пределах Союза ССР утверждены лишь в 1929–м. Их текст печатался в каждом водительском удостоверении. В нем можно было прочитать и почти всю нормативную базу, касающуюся водителей и их транспорта. То есть все, что требовалось знать о безопасности дорожного движения, у автомобилиста всегда имелось под рукой.

* * *

В 1931 году в управлениях милиции республик, краев и областей создавались отделы по регулированию уличного движения. Им подчинялись строевые подразделения милиционеров–регулировщиков. Милиционеры, помимо надзора, стали пропагандировать безопасное движение, внедрять светофоры, дорожные знаки, разметку, вести учет ДТП. В 1932–м впервые заговорили о систематизации учета аварий и изучении их причин. Организации и граждане обязаны были сообщать в милицию о происшествиях, а врачи и аптекари — о людях, обратившихся с характерными для аварий травмами.

Дружинник, 1970 г.

* * *

В 1933 году утверждены Правила уличного движения по Минску. В начале 30–х для обозначения ситуации, из–за которой транспорт стал непригодным для езды, использовались, к примеру, термины «происшествие», «авария», а при столкновении с железнодорожным локомотивом — «катастрофа».

* * *

В июле 1935–го автоотдел Главдортранса БССР получил название Государственная автомобильная инспекция. Тогда при ней образовали лабораторию, где (помимо меддопуска поликлиникой) проводили психофизиологическую экспертизу водителей. К примеру, проверяли, не укачивает ли их, скорость реакции, цветовосприятие. Аналогичные исследования были и при отборочных комиссиях Осоавиахима с кандидатами в летчики. Кстати, в то время автоинспектора носили штатские костюмы со значком ГАИ. Милицейскую форму и оружие в прошлом гражданские работники ГАИ получили в октябре 1935–го. 3 июля 1936 года образована белорусская Госавтоинспекция.

* * *

Порядок сдачи квалификационных экзаменов на получение права управления транспортом и выдачи удостоверения подразделениями ГАИ установили в 1937 году. У кандидатов проверяли теоретические знания ПДД, устройства машин, навыки вождения. Такие же экзамены сдавали и преподаватели автошкол. Успешно выдержавшим испытания новичкам сначала выдавалось удостоверение стажера, а водителя–профессионала — только после 2 — 3–месячной отработки в автохозяйстве (чтобы получить навыки езды и ремонта).

В 1938–м организовываются областные отделы ГАИ в Витебске, Гомеле, Могилеве. В этом же году на могилевских перекрестках появляются и первые 3 светофора. В Минске всего на трех перекрестках ул. Ленина устанавливаются светофоры и металлические кнопки на проезжей части, обозначавшие границы пешеходного перехода.


* * *

В Великую Отечественную войну на службу в ГАИ призывали женщин. Они тоже регулировали движение, во время бомбежек тушили пожары и спасали людей, боролись с мародерами и выявляли диверсантов. В светлое время суток регулировали движение с помощью жезла, в темное же это было проблематично. В освобожденном Минске в 1944–м в ночное время для этого стали применять обычные керосиновые лампы, стекла которых красили в красный и зеленый цвета. Что также было опасно: тусклый свет керосинки водители замечали уже в последний момент. Вскоре эти лампы заменили на карбидные фонари, применявшиеся на железной дороге.

* * *

Первое подразделение регулировщиков в Минске состояло из 17 человек, бывших партизан, и разместилось в бараках на ул. Свердлова. Их переодели в солдатское обмундирование, и без спецподготовки они начали менять на улицах разрушенного города (где сложно было понять даже, где пересекаются улицы) военных регулировщиков. Солдаты передавали свои флажки красного и зеленого цвета, разъясняли порядок регулирования движения военных колонн. На пересечении улиц ставились по 3 человека, им выдавалась одна винтовка на троих. Через месяц каждый новобранец был вооружен трофейным немецким автоматом. В 1946–м их заменили семизарядные наганы. Регулировщик, допустивший ДТП на своем перекрестке, отдавался под военный трибунал.

* * *

В 1963 году по опыту ГАИ Москвы в СССР вводится регулирование движения жестами взамен жезла. Тогда сотрудники стали получать экипировку белого цвета (нарукавные краги, летние перчатки, зимние рукавицы, портупея и кобура для ПМ) к темно–синей форме, что делало их более заметными на перекрестках.

В Великую Отечественную войну  на службу в ГАИ призывали женщин.

* * *

В октябре 1965 года для поощрения профессиональных водителей учрежден нагрудный значок «За работу без аварий». Чтобы получить значок третьей степени, автомобилист должен был без аварий и нарушений проехать 200 тыс. км, второй степени — 300 тыс., первой — 500 тыс. Награжденный знаком первой степени получал право самостоятельно контролировать техсостояние своей машины перед выездом.

* * *

1965 год. Автомобили и мотоциклы ГАИ имели спецокраску и звуковые (к примеру, сирена), световые сигналы. ГАИ тогда оснащалась мотоциклами К–750. Кроме армейской планшетки, в арсенале у госавтоинспектора были фотоаппарат и пятиметровая рулетка для замеров на месте ДТП. К концу года для сопровождения глав государств и правительств зарубежных стран в Минске создается эскорт мотоциклистов.

* * *

Весь октябрь 1975 года в Беларуси проходил Всесоюзный смотр безопасности движения. Тогда к патрульным автомобилям добавился и патрульный вертолет ГАИ. Сотрудники с воздуха координировали работу нескольких мобильных экипажей на земле и передавали им информацию о замеченных нарушителях. Первые полеты над Заславским и Слуцким шоссе широко освещались в прессе. С 1977–го в БССР регулярно применялись патрульно–санитарные вертолеты ГАИ. Их средний налет в год составлял около 1.000 часов, при этом каждый час выявлялось и пресекалось 6 — 7 нарушений ПДД. Вертолетная площадка была построена возле Минской областной больницы в Боровлянах.

Взимание штрафа  за нарушение ПДД, конец 1920-х.

Кстати

В БССР число автомобилей с 1929 по 1939 год возросло со 197 до 16.046.

gladkaya@sb.by

Автор благодарит за помощь в подготовке материала старшего инспектора по особым поручениям УГАИ МВД Анну Банадык.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter