Сегодня Беларусь и Россия переживают беспрецедентное санкционное давление. Западные «партнеры» вводят ограничения целыми пакетами, бьют по наиболее чувствительным отраслям. Нашим странам не привыкать к подобным мерам, но, пожалуй, впервые они носят столь массированный и агрессивный характер. Санкции давно превратились в инструмент гибридной войны, направленный на уничтожение экономики и, как следствие, потерю суверенитета. Впрочем, мировые рынки уже переживают последствия таких бездумных решений западных политиков: всплеск цен на топливо, удобрения, продовольствие, энергоносители — это только начало… На нашей стране давление также сказалось: как отмечали в Правительстве, прямое влияние санкций затронуло около 20 процентов национальной экономики и косвенно распространилось на всю оставшуюся ее часть.
При этом (пока в интернете отдельные так называемые экономисты и эксперты пытаются запугать людей вероятностью массовой остановки предприятий, безработицей и снижением зарплат) в стране делается все возможное для устойчивого развития и роста в нынешних условиях. Мы пригласили в редакцию «СБ. Беларусь сегодня» тех, кто знаком с ситуацией изнутри и отвечает за свои слова, чтобы обсудить, как белорусская экономика работает в условиях санкций, какие меры принимает Правительство для минимизации потерь и как с проблемами справляется бизнес. Участие в обсуждении приняли директор Института экономики НАН Беларуси Василий Гурский, заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства при Миноблисполкоме, генеральный директор бизнес-инкубатора ЗАО «МАП ЗАО» Сергей Найдович, сопредседатель правления, директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М. С. Кунявского Жанна Тарасевич.
Василий Гурский. |
Сергей Найдович. |
Жанна Тарасевич. |
Выдержать испытание
Санкции — это, с одной стороны, окно возможностей, но с другой — серьезное испытание. И для государственного сектора, и для бизнеса, и для людей. Что продемонстрировало данное санкционное давление и какие выводы сделаны?В. Гурский:
— Нелегитимные санкции — это один из инструментов целого комплекса агрессивных действий США и их сателлитов, применяемых с целью ослабить Россию и (как ее самого близкого союзника) Беларусь. Насаждение «демократии» и «рыночных» реформ в мировом масштабе стало своеобразной государственной политикой США. Политикой, позволяющей их корпорациям получить конкурентные преимущества на других национальных рынках. Эти идеи внедряются не только словом в процессе научного дискурса, но также действием — через санкции и «цветные революции». Разрушение социально-экономических систем других стран (Ливия, Сирия, Ирак и многие другие) в рамках политики неоколониализма стало способом ведения бизнеса и получения сверхприбыли для некоторых стран и транснациональных корпораций. Прежде всего необходимо четко понимать: никакие уступки с нашей стороны не дадут положительного результата, а лишь покажут нашим противникам действенность их инструментария, что приведет только к усилению давления. Это испытание нам надо выдержать.
Санкции хорошо выявили наши слабые места, то есть те сферы, где мы больше всего зависим от внешнего мира. Полностью отгородиться и заместить весь импорт не получится. Необходимо налаживать новую логистику, максимально диверсифицировать поставщиков. Надо использовать заинтересованность самих компаний, в том числе европейских, в налаживании поставок на наш рынок.Санкции вводили не компании. Их, по сути, заставили. Упрощение таможенных процедур с нашей стороны, легитимизация параллельного импорта облегчит бизнесу задачу насыщения нашего рынка и обхода санкционных ограничений.
Но санкции придали и определенный импульс?..
В. Гурский:
— Нельзя сказать, что проблем нет. Разрыв устоявшихся производственных и логистических цепочек — это всегда проблема. По оценкам Правительства, санкции затронули около 20 процентов предприятий, на пару процентов снизился ВВП. Требуются время и усилия для налаживания новых каналов поставки, инвестиции в создание новых производств. Но это открывает и новые возможности. Дает мощный импульс для развития экономики. Например, многие отечественные научные разработки не внедрялись по причине конкуренции со стороны западных аналогов. Восхищались, как у них хорошо отлажен механизм коммерциализации инноваций и патентной защиты их разработок. Зато теперь ощутили, что лицензионное иностранное оборудование подобно троянскому коню, а импортное программное обеспечение имеет множество закладок и подвохов. С этим нам также предстоит разобраться.
Благодаря тому что в нашей стране полноценно функционирует Национальная академия наук, сегодня есть возможность опереться на собственные исследования, анализировать международный опыт, вырабатывать независимую, научно обоснованную, взвешенную экономическую политику в соответствии с национальными интересами страны.По целому ряду наукоемких высокотехнологичных производств Беларусь сегодня обладает ноу-хау мирового уровня. Это лазерная техника, системы автоматизированного управления, новые материалы и вещества, другие разработки, которые соответствуют высшим технологическим укладам. Поставки белорусских высокотехнологичных товаров: устройства на жидких кристаллах, лазеры, навигационные приборы и инструменты; оборудование для телекоммуникационных компаний; лекарственные средства — будут способствовать сокращению дефицита, образовавшегося на российском рынке вследствие разрыва логистических цепочек. Сегодня стоит задача развивать собственную микроэлектронику. Хороший задел для этого у нас есть.
Когда Беларусь не закрыла свою экономику в период коронакризиса, все удивлялись. Оказалось, что руководство нашей страны нашло единственно правильный вариант противодействия новой угрозе, позволяющий минимизировать негативные последствия. Уверен, что взвешенная и дальновидная политика нашей страны позволит и сейчас достойно справиться с ситуацией. Мы не пропадем.
Решения с пользой
Как вы оцениваете действия Правительства по преодолению возникших проблемных ситуаций в экономике?С. Найдович:
— Созданный в Правительстве оперативный штаб принимает правильные решения для урегулирования чувствительных для бизнеса проблем. Это и отмена проверок, и замораживание арендной платы и повышающих коэффициентов по имущественным налогам, и решения по параллельному импорту… Меры принимаются достаточно быстро и своевременно.Но некоторые решения пока не формализованы в нормативно-правовые акты. Сейчас ждем эти документы, чтобы исходя из прописанных в них юридических норм выстраивать бизнес-процессы. Например, очень важно, чтобы при ввозе тех же запасных частей по параллельному импорту в законодательстве был четко прописан механизм отражения этих товаров в бухгалтерии.
На сегодняшний день существует определенная регламентация: должен быть сертификат соответствия, происхождения и ряд других документов. И за их отсутствие могут наказать субъект хозяйствования. Очень важно, чтобы в нормативно-правовых актах учитывался реальный механизм, по которому предпринимателям в ближайшее время придется приобретать за рубежом те же запасные части и даже некоторые высокотехнологичные комплектующие...
Сегодня бизнес нацелен на сохранение производства, работоспособности предприятий. Даже в этих сложных условиях находит варианты.Полагаем, что создадутся такие условия игры, при которых предприятия не будут подвергаться штрафам, даже если в силу форс-мажора сработали не совсем в рамках юридического поля.
Ж. Тарасевич:
— Возможно, бизнесу хотелось бы более быстрого решения проблем, чем это происходит, но Правительство на современные вызовы реагирует оперативно. Мы уже видим ряд положительных решений с точки зрения поддержки экономики: фактически заморозку арендных ставок, коэффициентов по имущественным налогам, решения со стимулированием экспорта, расширение экспортного кредитования… Есть решения, связанные со снижением количества проверок. Министерство по налогам и сборам вообще намерено до конца года не проводить плановые проверки. Формируется план работы в различных госорганах по снижению контрольной деятельности. Причем акцент делается на профилактике, к ответственности планируется привлекать субъектов хозяйствования только при повторном нарушении. Это тоже должно положительно сказаться на бизнесе.
На новой дуге
Белорусская экономика ориентирована на экспорт. Сейчас перед страной, Правительством, реальным сектором стоит задача переориентировать товарные потоки в дружественные государства, найти новые рынки сбыта, на полную мощность использовать механизмы импортозамещения.В. Гурский:
— Активизация интеграционных отношений с Россией и программы союзного импортозамещения помогут предприятиям найти новые рынки сбыта и нарастить экспорт. В сложившейся ситуации для Беларуси расширяются возможности поставок на отечественный и российский рынки огромного перечня товаров. Прежде всего это техника специального назначения: грузовые автомобили и седельные тягачи; сельхозтехника для садоводства, овощеводства, виноградарства, возделывания льна; дорожно-строительная техника; части и принадлежности для машинной техники; двигатели, шариковые подшипники; гидравлические насосы.
Все это мы успешно производим, причем в тесной кооперации с российскими промышленными предприятиями.
За четыре месяца этого года в Беларуси экспорт превысил импорт на 1,3 млрд долларов. Это способствует укреплению белорусского рубля. В условиях турбулентности мировой экономики потребность стран в конструктивном взаимодействии и взаимной поддержке существенно возрастает.В целом экономики России и Беларуси выдерживают санкционное давление, наращивают экспорт, увеличился взаимный товарооборот. Все социальные обязательства государство выполняет в полном объеме. Продовольственная безопасность обеспечена с запасом.
С. Найдович:
— Процесс идет, но у большинства компаний уже наработаны годами и десятилетиями схемы снабжения производства, и они очень тяжело отдают поставки белорусскому бизнесу. Будем откровенны, из той же Западной Европы действовали цепочки поставщиков, каждое звено (и зарубежное, и белорусское) зарабатывало. Некоторые комплектующие и сырье можно произвести на белорусских предприятиях, в том числе резидентами СЭЗ. Но тогда эта цепочка перестанет зарабатывать. Возникает скрытое противодействие.
Необходимо поменять всю систему и схему выстраивания бизнес-процессов. Как неоднократно говорил Президент, максимально сократить посреднические структуры. У белорусских предприятий есть потенциал для импортозамещения, но потребители должны сформировать свои потребности, сформулировать требования, предъявляемые ими к сырью и комплектующим.
При Министерстве экономики активно работает Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, который занимается развитием кооперации и субконтрактации. Недавно фонд подписал соглашение с российской корпорацией малого и среднего бизнеса.
Одно из направлений соглашения — вхождения малого и среднего бизнеса в союзные программы по своей тематике. В целом очень активно ведется диалог с российскими регионами. У малых предприятий в нашем инкубаторе ключевые партнеры и контрагенты — из России.Если российский поставщик пытается повысить цену, то ведутся переговоры и находится компромисс. И белорусский, и российский бизнес активизируются. И чем больше поставщиков товаров и услуг, тем больше сдерживаются цены. И этот эффект ощущается. Хочу отметить, что в Минском районе уже наметилась положительная динамика по росту количества малых и средних предприятий.
Ж. Тарасевич:
— Мы видим активную работу Минэкономики и Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимательства, Товарно-универсальной биржи. Созданы ресурсы по кооперации, поиску партнеров. Прежде всего субъектам хозяйствования необходима информация о спросе: кому есть возможность поставить товар, как могут сотрудничать и на каких условиях.
Если субъекты будут рассматривать новый рынок, то важно понимать, как на него выходить, где найти партнеров, какие ресурсы можно привлечь для своей стратегии развития, инвестиционных проектов. Крупные предприятия быстрее разворачиваются в эту сторону — у них есть и наработки, и больше ресурсов. МСБ изучает возможности, интерес к этой теме, безусловно, есть. Три недели назад с представителями Министерства экономики были в Бобруйске, встречались с бизнес-сообществом по поводу развития экспортного потенциала предприятий. Интерес к импортозамещению, выходу на новые рынки достаточно большой. Процесс идет. Насколько быстро осуществится реализация, говорить преждевременно. Но бизнес включается в эти процессы, старается действовать не только для выживания, но и развития.
volchkov@sb.by
konoga@sb.by
Экспортерам станет легче
Расширяются возможности экспортного финансированияБыстрее, удобнее и проще для экспортеров станут процедуры кредитования, что поспособствует большим продажам, приросту ВВП и доходов в бюджет. Об этом рассказал министр финансов Юрий Селиверстов, комментируя постановление по экспортному кредитованию, подписанное в конце прошлой недели Премьер-министром.
— Механизм глобально не меняется, но экспортерам определенно будет легче. Потому что раньше в действующем порядке значилось, например, что только непосредственно сам экспортер может получить ресурсы, которые удешевляются государством. Теперь же, если это спецэкспортер или головная компания холдинга, то для этого не надо принимать отдельных решений. Этот документ позволяет спецэкспортерам, уполномоченным организациям и всем компаниям, которые входят в холдинг, включая головную, получать поддержку. Плюс несколько расширены возможности факторинга. Раньше они были связаны только с иностранной валютой либо российскими рублями, а теперь эта опция доступна и с белорусскими рублями, — отметил Юрий Селиверстов.
Помимо этого, документом предполагается установление плавающих процентных ставок (вместо фиксированных) по экспортным кредитам.
— Раньше, когда ставки по ресурсам были менее волатильны, то предусматривалось, что ставка по такому кредиту фиксируется на дату заключения договора. Это вызывало определенные сложности у банков, которые фондируют эти сделки. Поэтому планируется, что данная ставка может быть плавающей. Банкам будет проще и легче находить ресурсы для такой поддержки, — сообщил министр финансов.
Проще и удобнее станет и самим экспортерам, потому как у них появится возможность быстрее получать ресурсы. Причем, помимо основного — Банка развития, другие банки также продолжат свою деятельность в данном направлении.
— Ранее это регулировалось указом Президента, но теперь, после издания Указа № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики», Правительство получило право оперативно корректировать что-то в порядке предоставления ресурсов, компенсации, экспортной поддержки, чем и не преминуло воспользоваться. И ресурсов у государства на такую поддержку достаточно. Все, у кого есть нормальные экспортные проекты и контракты, получат необходимые средства, — резюмировал Юрий Селиверстов.