Литва ищет место для ядерного могильника – и не прочь похоронить «зеленую экономику» при этом

Могильник как национальная мечта

Сохранившая атомную школу и постоянно развивающая ее Беларусь не только успешно эксплуатирует собственную АЭС, но и обеспечила тем самым развитие целого региона вокруг станции. Иное дело по ту сторону возведенного соседями забора. Столь размашисто решившая когда-то покончить со своим атомным проектом Литва сегодня бредит идеей не разработанных еще мини-реакторов. И которое десятилетие подряд мечтает о грандиозном могильнике. Философская карма судьбы?


Радиационный фон деградации

Конец прошлого года в Литве ознаменовался завершением проекта, который обошелся Евросоюзу в 15 миллионов евро: в местечке Майшягала наконец очистили переполненное хранилище радиоактивных отходов (медицины, промышленности и научной сферы). Их решено временно перенаправить в Висагинас — на давно закрытую Игналинскую АЭС. Для хранения в более высокотехнологичных условиях. Как пояснил генеральный директор Игналинской АЭС Линас Баужис русской службе LRT, тем самым «Литва получит новый передовой опыт, которым сможет поделиться и с другими странами».

Впрочем, скорее, это антиопыт. Точнее, хороший пример того, как не надо поступать. Потому как в Литве которое десятилетие кряду ищут площадку для строительства принципиально нового глубинного ядерного могильника — для тех самых отходов бывшей Игналинской АЭС. Причем три варианта такой площадки — по соседству с Латвией, крайне недовольной подобным.

Период полураспада. Умственного

Стоит напомнить, что закрытие Игналинской АЭС в конце 2009 года стало для Литвы входным билетом в Евросоюз. Новейшую, современнейшую на тот момент станцию, обеспечивающую экономику страны на 120 процентов самой дешевой электроэнергией на континенте, вывели из строя. В том числе для того, чтобы «снизить энергозависимость от России», напоминает портал Baltnews. И тут же… стали покупать у России до 75 процентов потребляемой Литвой энергии.
Столь явную алогичность и ограниченность Вильнюса органично дополнила жадность Брюсселя. ЕС на деле оказался не столь щедр, как себя мнил: денег на закрытие станции прислал чуть ли не вдвое меньше обещанного. Зато коррупция на остановленной АЭС разгорелась нешуточная. 
Только за первые два года после закрытия станции на командировки сотрудников «Игналинки» было истрачено под 300 тысяч евро — раз в восемь больше, чем на те же командировки было зарезервировано в бюджете средств для правительства Латвии. И это еще мелочи. В 2018 году прокуратура Литвы передала в суд уголовное дело против бывших руководителей ИАЭС. Суть обвинения: махинации на аукционе по продаже имущества станции — на 1,5 миллиона евро!


Перспективы: далекие и глубокие

С момента закрытия «Игналинки» прошло уже 14 лет. Но до сих пор энергетики и геологи Литвы заняты выбором площадки для хранения ее отходов. И собираются искать место для могильника… до 2047 года. Причина проста, и ее лаконично обозначил Baltnews: «Когда Литва была вменяемой страной, именно 

«Росатом» занимался строительством временных хранилищ и разработкой документации для глубинного могильника. Вильнюс от россиян избавился — дело встало».

Зато литовский министр энергетики Дайнюс Крейвис вдруг начал смотреть на площадку ИАЭС прагматично: там могут появиться небольшие модульные реакторы. Впрочем, технологии их все еще находятся в стадии разработки, да и с декларируемой зеленой экономикой они не очень вяжутся. Baltnews заключает: «14 лет понадобилось литовским энергетикам для того, чтобы понять ошибочность принятого в 2009 году решения по «Игналинке».  
Именно дешевое электричество способно реанимировать умирающее национальное промышленное производство. Если, конечно, будет кому им заниматься к 2030‑му, тем более к 2050 году».
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

Павел Яковлев, главный редактор научно-делового портала «Атомная энергия 2.0»:

— Атомная станция в Беларуси стала центром научно-технологического сотрудничества наших союзных стран. В то же время в Беларуси уже была достаточно развитая научная инфраструктура. Например, институт «Сосны», который еще в советское время был задействован в ряде уникальных проектов. Это и транспортабельные АЭС, и система переработки топлива. То есть в Беларуси была и осталась развитая атомная школа.

(В проекте «В теме» на YouTube-канале БЕЛТА.)

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter