Из глубины истории
Многое в организации парламентской жизни в нашей стране определяется тем, что Президент сам имеет опыт депутатской деятельности. Он был избран в Верховный Совет БССР в 1990 году, когда проходили первые в республике выборы на альтернативной основе. Но и к тому времени у нас уже была богатая история парламентаризма.Первой формой законодательного и представительного органа власти стало знаменитое древнерусское вече. Больше всего летописных сведений дошло о полоцком вече, но можно уверенно говорить о том, что этот институт народовластия существовал и в других городах на территории современной Беларуси.Деятельность вече по своему характеру была достаточно демократичной. И все же это еще не был полноценный парламент, скорее протопарламент. Там было много стихийности. В XV веке под польским влиянием в Великом Княжестве Литовском появляется сейм. Некоторые исследователи спешат назвать его первым парламентом в отечественной истории. С этим нельзя согласиться. Сейм был типичным институтом сословно‑представительной монархии, соответственно, социально ограниченным, элитарным. В его формировании и работе принимали участие лишь шляхта и высшее католическое духовенство. В этом плане даже русские земские соборы, где были представлены города и свободное крестьянство, выглядят более демократично.
В Российской империи первым парламентом стала Государственная дума, выборы в которую состоялись в 1906 году. Они проходили на волне общественного подъема, в том числе в белорусских губерниях. Всего до 1917 года состоялось четыре созыва Думы. Порой забывают, что существовала еще одна палата парламента — Государственный совет. Половина его членов избиралась, а половина назначалась императором.
Власть Советам!
После Октябрьской революции 1917 года создавалась новая политическая система. Ленинская концепция государственности не включала в себя парламентаризм. Лидер большевиков видел Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов как высший и всеобъемлющий орган власти. Отсюда и название — советская власть. Тем не менее по конституциям БССР 1919 и 1927 годов функции парламента как законодательной ветви власти были разделены между Всебелорусским съездом Советов и избираемым им Центральным исполнительным комитетом (ЦИК). По Конституции 1937 года их сменяет Верховный Совет БССР, формируемый на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Это же было подтверждено и в Конституции 1978 года.Особая роль в становлении отечественной государственности принадлежит Верховному Совету БССР 12‑го созыва, избранному в марте 1990 года. Он включал в себя 360 парламентариев, в том числе 50 были выдвинуты общественными организациями.В условиях развала советско‑партийной системы в руках Верховного Совета оказалась огромная власть. Тем не менее фракционная борьба, особенно деструктивная роль представителей БНФ, порой парализовывала нормальную работу депутатов. Достаточно напомнить, что Конституция Республики Беларусь была принята лишь 15 марта 1994 года.
Выборы Президента, состоявшиеся в том же 1994 году, и последующая политическая практика показали серьезные противоречия, заложенные в первоначальную редакцию Конституции. Одновременно падал авторитет Парламента. Так, в 1995-м не удалось сразу сформировать новый состав Верховного Совета 13‑го созыва. Выборы растянулись с мая по декабрь. Из 260 парламентариев к работе в январе 1996 года приступили только 198 человек. Довыборы по остальным округам проводить не стали, поскольку опасались очередного провала.
Конституционные противоречия и политические амбиции отдельных депутатов привели к острому политическому кризису, который был разрешен созывом первого Всебелорусского народного собрания 19 октября 1996 года и референдумом 24 ноября 1996-го. На нем была принята новая редакция Основного Закона, по которому учреждался высший законодательный и представительный орган власти — Национальное собрание Республики Беларусь. Оно состоит из двух палат: Совета Республики (64 члена) и Палаты представителей (110 депутатов). Сейчас к работе приступит восьмой созыв обновленного белорусского Парламента.
Расширенные полномочия
Наше государство — президентская республика. Вместе с тем и Парламент обладает большими полномочиями. За прошедшие годы проведена значительная работа, сформированы национальные традиции парламентаризма. Велика в этом и роль Палаты представителей: кодификация отечественного права, законодательное обеспечение масштабной созидательной деятельности, поддержка общественных инициатив, выработка системы работы с обращениями граждан, активная парламентская дипломатия.Новому созыву предстоит работать уже по обновленной редакции Конституции, принятой на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года. Президент подчеркивает, что нагрузка на Парламент возрастет.В чем это заключается? Следует отметить, что увеличилась роль политических партий. В новом составе представлены 51 член Белорусской партии «Белая Русь», 8 — Республиканской партии труда и справедливости, 7 коммунистов и 4 — Либерально‑демократической партии Беларуси. Впервые с 1996 года партийных депутатов оказалось больше, чем беспартийных, — их пока 40 человек. Уже сейчас партийные лидеры заявляют о готовности сформировать свои депутатские группы.
Все депутаты Палаты представителей, кстати, как и члены Совета Республики, становятся делегатами Всебелорусского народного собрания. А это значит, что они будут обладать расширенными властными полномочиями. То есть смогут в полном объеме участвовать в принятии судьбоносных решений, затрагивающих все сферы жизни. Депутатам предстоит также проявлять больше инициативы в законотворческой деятельности на всех стадиях подготовки нормативно‑правовых актов. Предложения избирателей, высказанные в ходе выборов, предстоит воплотить в конкретные законы.
Важнейшей составляющей отечественной модели народовластия является работа с обращениями граждан. Депутат при этом выступает ключевой фигурой. Именно депутатский корпус агрегирует общественное мнение через непосредственную работу в округе со своими избирателями.
Таким образом, новый созыв Палаты представителей должен вписать и новую страницу в историю отечественного парламентаризма. И это нужно делать с полным чувством ответственности перед теми людьми, кто наделил депутатов высоким мандатом.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.