Вот как красиво пишет Илья
Мама Татьяна Яковлева, председатель общественной организации «Дети. Аутизм. Родители», рассказывает, что в первый класс сын шел, не умея ни читать, ни писать. Более того, в свои шесть лет вообще не говорил:
– И буквально через неделю он произнес первое слово. «Туалет». Просил вывести его. А теперь он читает, считает, рисует. А как красиво пишет! Никто не верил, что у наших детей будет такой прогресс.
Психолог, АВА-терапист Анна Грапова считает, что инклюзивное обучение подходит каждому:
– Мы стремимся сделать своих подопечных максимально самостоятельными, приспособленными к жизни. А проучившись в обычной школе, потом можно освоить профессию и работать.
Илья был одним из первых детей с аутизмом, кто, будучи в таком тяжелом состоянии, пошел в первый класс со своими ровесниками.
Особенным ребятам нужны особые условия, чтобы учеба пошла на пользу. Они быстрее устают, поэтому должна быть возможность выйти и отдохнуть в специальной комнате. Кроме основного преподавателя с детьми работают дефектолог и психолог. У каждого мальчика или девочки должен быть индивидуальный сопровождающий – тьютор. Он посещает с ними все занятия, дает подсказки, настраивает и, самое главное, помогает наладить коммуникацию с окружающими. В университетах нашей страны пока такой специальности не учат, и до сих пор индивидуальных сопровождающих готовили в организации «Дети. Аутизм. Родители».
– Хорошая новость в том, что с этого учебного года в педагогическом университете имени Танка открывается институт инклюзивного образования, – замечает Татьяна Яковлева.
Еще из недавнего: 6 июня вышло постановление Минтруда и соцзащиты о том, что у детей с аутизмом должен быть индивидуальный сопровождающий. Вот только он обязательно должен иметь квалификацию педагога.
– А значит, большинство наших действующих специалистов уже не могут работать, и родителям нужно искать новых. Правда, администрация школы может разрешить старому сопровождающему временно продолжать работать с ребенком, пока не найдут замену.
Татьяна и Илья Яковлевы в спектакле «Флейта-Чарадзейка»
На аутистов часто навешивают клеймо умственной отсталости или интеллектуальной недостаточности.
– Но это все не про них. Дети могут быть очень умными, и если заниматься с ними, помогать взаимодействовать с миром, то в будущем они станут образованными, профессионалами, как это происходит в развитых странах.
– Все началось с того, что Международный детский фонд организовал проект инклюзивного образования в нашей стране. Нас обучали два года, и так появилась национальная команда тренеров инклюзивного образования, – рассказывает Татьяна. – Мы получили знания и захотели их использовать для своих детей. Но подготовить специалистов очень дорого. Деньги собрали с помощью краудфандинга. Минская 187-я школа приняла нашу инициативу.
Эта школа приютила Илью и других таких же ребят. Сегодня в ней лучшие в стране условия для инклюзивного обучения.
– Кроме нее в Минске уже около десятка школ с инклюзивными классами, а вот в регионах с этим гораздо хуже. Но мы работаем над этим. В прошлом году появился класс в Жодино. А в этом – в Бобруйске.
Татьяна вспоминает, как поначалу переживали, как вывести своих детей в класс. А теперь Илья стал веселым, дружелюбным:
– Это миф, что аутистам не нужно общение. Оно им просто необходимо. Однажды в первом классе произошел любопытный эпизод. У Илюхи большая сенсорная чувствительность на аудиораздражители. Нам первое время разрешали приходить после начала первого урока, чтобы не сталкиваться с шумом или звонком. Но как-то мы зашли в здание на перемене. И тут появляется наша учительница вместе со всем классом и говорит: «Привет, Илья». А за ней все дети здороваются и дают пять. У меня почти земля из-под ног ушла. А мой сын каждому ответил и хлопнул по ладони. Я не ожидала, что школа на него так положительно повлияет.
На форумах иногда можно прочесть комментарии родителей, которые не хотят, чтобы с их чадами за партой сидел особенный одноклассник, который может, например, внезапно запеть посреди урока. Психолог Анна Грапова говорит, что не стоит этого опасаться:
– Даже если ребенок с аутизмом устанет и захочет встать посреди урока или еще что-то сделать, рядом будет специалист, который выведет его в специальную комнату. И никому в классе не придется терпеть неудобства.
Тимур Класковский с мамой Ириной Дергач
|
– Когда я узнала, что к нам придут дети с такой особенностью, против не была. Кстати, мой Гриша с Тимуром сдружились, и я этому рада, потому что сын стал добрее.
Гриша помогает Теме и защищает его, если что:
– Тема веселый, мне нравится сидеть с ним за одной партой. С утра я встречаю его в школе и помогаю дойти до класса, чтобы не растерялся. Мы вместе ходим в столовую. Иногда напоминаю, что нужно записать домашнее задание.
Мама Тимура Ирина Дергач вспоминает, что однажды в конце года тьютор отсутствовал, и Гриша по сути его заменил. Сам парень подумывает, не стать ли ему в будущем тьютором.
– У нас не было конфликтов, – рассказывает Анна Грапова. – На первых порах обычные ученики могут бояться подходить к детям с аутизмом, а потом начинают интересоваться, и сами идут на контакт. Но сложности действительно могут быть, потому что человеку нелегко понять и принять отличающихся людей. Поэтому мы готовим одноклассников и учителей: раз в четверть проводим уроки добра, делаем видео, показываем, чем ребята с аутизмом отличаются от других, как с ними можно общаться. И это помогает.
КСТАТИ
Весной в Минске появился первый в стране инклюзивный театр. Художественный руководитель Ирина Пушкарева замечает, что за время репетиций ребята с аутизмом сделали невероятный рывок в развитии:
– Те, кто не мог говорить с посторонними, боялся, – выходят на сцену, играют свои роли, поют и танцуют. Кстати, 3 июня мы показали премьеру спектакля «Флейта-Чарадзейка». Ребята стали смелее, самостоятельнее, улучшилась их речь.