Предлагаем вашему вниманию третью беседу по этому поводу с известным белорусским историком, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем МАРЗАЛЮКОМ.
Основной закон развития
— Игорь Александрович, прошлую беседу мы завершили на историческом переходе, если можно так выразиться, от Манифеста 17 октября 1905 года к «Манихвэсту» об учреждении Советской Белоруссии. То есть ХХ век явил собой эпоху конституционного ренессанса?— Именно так. Период 1917—1919 годов положил начало исключительно новому этапу в развитии белорусского законодательства: активно формируется наша государственность. При этом наличие на белорусской земле многочисленных и зачастую недолговечных государственных образований предопределило один из самых сложных периодов законодательства Беларуси. Поначалу самой яркой чертой законности было… ее отсутствие. Да и как могло быть иначе: западная и центральная части Беларуси находились под оккупацией, там действовали приказы и распоряжения оккупационных властей. Военное положение сохранялось и на востоке Беларуси, где была установлена советская власть. Огромное количество документов законодательного характера было издано чрезвычайными большевистскими органами — ревкомами, а приказы командиров и РВС армий, полков, других воинских частей Красной армии имели огромную силу для решения судеб тысяч людей. В то же время в этот же период было разработано законодательство отдельных государственных и административно-территориальных единиц. Хронологически первый из них — Западный регион (коммуна). Эта административная единица, созданная в первые месяцы существования Временного правительства на востоке Беларуси, зафиксировала особенности социально-экономической и культурной жизни белорусского региона. В марте 1918 года на оккупированных немецкой армией белорусских землях была провозглашена Белорусская Народная Республика. Впрочем, уставные грамоты и другие законы БНР (например «О гражданстве» от 14 декабря 1919 года) были весьма условными: действие их норм провозглашалось на территории, неподконтрольной созданным госорганам БНР, и механизм их реализации попросту отсутствовал.
Иное дело — принятый 1 января 1919 года Манифест («Манихвэст», как писали тогда) Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси, провозгласивший образование Социалистической Советской Республики Белоруссии. А также принятие в феврале 1919-го Конституции ССРБ.Это была первая белорусская Конституция, пусть и детально не проработанная, и фактически на территории Беларуси действовали законы РСФСР. Да и второе провозглашение ССРБ 31 июля 1920 года ситуацию не изменило: на III съезде Коммунистической партии Беларуси (22—25 ноября 1920-го) было подчеркнуто, что «Беларусь, будучи Советской Социалистической Республикой, является в то же время неотъемлемой частью РСФСР». Однако поправки к Конституции ССРБ 1919 года, внесенные II Всебелорусским съездом Советов в декабре 1920-го, фактически закрепили в составе РСФСР ее автономный статус. Конституция ССРБ устанавливала в республике власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Эти Советы были не постоянным органом, а созывались не реже чем раз в два года. Все же остальное время страной руководил Центральный исполнительный комитет. ЦИК являлся «законодательным, распорядительным и контролирующим органом ССРБ», то есть по сути в первой белорусской советской Конституции принцип разделения властей не был реализован. К тому же Основной Закон ССРБ объявлял диктатуру пролетариата, и посты в государстве могли занимать только выходцы из семей рабочих, крестьян, солдат и прочей бедноты.
Конституция уничтожала права частной собственности и вводила всеобщую трудовую и воинскую повинность: не работать или отказаться служить в Красной армии — преступление. Из прав всем гражданам ССРБ гарантировались свобода слова, печати, собраний, свобода совести, а также доступ к бесплатному образованию. Также Конституция обещала равноправие национальностей, а сам Основной Закон утверждал советский герб и флаг в качестве официальных символов Беларуси.Реальные изменения в государственно-правовом положении республики начали происходить с 1921-го. БССР признана мировым сообществом, установила дипломатические сношения с другими государствами, подписала Союзный договор 1922 года. С 1921-го все законодательные акты РСФСР, указы президиума его ЦИК и Совнаркома вступали в силу только после их утверждения центральными госорганами БССР. Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в республике к тому времени, были закреплены в Конституции БССР 1927-го.
Конституция 1927 года законодательно закрепила добровольное и свободное вхождение БССР в состав СССР, отразила расширение социальной базы Советского государства. В отдельных статьях (20—23) детализирован принцип равноправия наций (равенство местных — белорусского, еврейского, русского и польского языков, статус белорусского языка как языка межнационального общения), право на образование на родном языке, публикация основных законодательных актов на всех местных языках.
Главная особенность Конституции 1927-го — четкое разграничение функций государственных органов: съезда Советов (статьи 24, 27, 30, 38) и ЦИК БССР (статья 25). Впервые в конституционном строительстве республики Конституция 1927-го урегулировала отношения Совнаркома БССР с подведомственными органами управления, закрепила правовой статус местных властей. А также определила, что вопросы изменения территории республики должны рассматриваться только на съездах Советов. Конституция сохранила право республики свободно выходить из Союза.
Конституционная модернизация
— Но наиболее характерной и совершенной, если это слово здесь уместно, многие историки называют Конституцию БССР 1937 года. Этот год, как известно, имеет в основном негативную коннотацию: пик репрессий затронул все уровни советского общества. С другой стороны, как помнят читатели рыбаковского романа «Дети Арбата», даже в 1937-м жизнь репрессиями не ограничивалась: работали и были переполнены рестораны, играл джаз, люди ездили на курорты, ходили в театры и кино… Стремительно развивалась и БССР. Готовя несколько лет назад материал на тему индустриализации, узнал от ученых Института истории НАН о том, что с 1933 по 1937-й в Советской Белоруссии было построено 1700 предприятий, около 90 реконструировано. Республика к 1937 году занимала важное место во всесоюзном производстве, выпуская 33,8 процента всей вырабатываемой в СССР фанеры, 27 процентов спичек, 30 процентов искусственной олифы, 25 процентов дрожжей. А по производству шерстяных тканей у нас было второе место в Советском Союзе! Надо полагать, столь разительная индустриализация не могла происходить без коренной модернизации законодательства?— Некоторые историки утверждают, что довоенный период характеризовался не столько кардинальным изменением закона, сколько нарушениями действующих правовых норм государственными органами и правящей партией. Но я бы обратил внимание прежде всего на то, что к середине 1930-х годов имелись десятки наименований документов законодательства: декреты, манифесты, постановления, резолюции… С принятием же Конституции СССР в 1936-м было введено единое название — «закон». А для документов исполнительной власти закрепились названия «постановление» и «распоряжение».
19 февраля 1937 года принят новый проект Основного Закона БССР. Республиканская Конституция 1937 года важнейшим органом государственной власти в республике провозгласила Верховный Совет, который избирался на четыре года и действовал на основе Конституций БССР и СССР. Вся власть принадлежала Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, все имущество было общим, в том числе земля, все средства производства и результаты экономической деятельности. Конституция 1937-го существенно сузила компетенции законодательной и исполнительной власти БССР, но позволяла колхозникам иметь свои личные дворовые хозяйства (если на них они работали сами, не прибегая к наемному труду).
СПРАВКА «СБ»Спецификой следующего этапа развития законодательства БССР стал ряд документов, созданных в связи с воссоединением Беларуси в составе единого государства и началом боевых действий на ее территории. Первое из этих событий связано с функционированием Народного собрания Западной Белоруссии. Право выдвижения кандидатов в него имели в основном временные администрации городов и уездов, утвержденные командованием Красной армии, но в остальном порядок выборов в Народное собрание был достаточно демократичным: принимали участие все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности, вероисповедания, имущественного положения. Народное собрание приняло важнейшие для Западной Белоруссии законодательные решения: установление советской власти, конфискация помещичьих земель, национализация банков и крупных предприятий. Наконец, факт вхождения в БССР. Следует отметить, что до принятия новой Конституции БССР в 1978 году отдельные положения Конституции-37 изменялись и дополнялись. Так, в 1938-м из нее исключили обязательный принцип публикации всех основных законов на польском языке и на иврите. В 1939-м в Основной Закон БССР внесли поправки о расширении территории республики, а в 1944-м — о расширении ее полномочий: создании союзно-республиканских народных комиссариатов обороны и иностранных дел. Кроме того, в 1946-м народные комиссариаты были переименованы в министерства.
Новую Конституцию БССР принял XII Всебелорусский съезд Советов, проходивший в Минске 15—19 февраля 1937 года. Эта Конституция включила в себя 11 глав и 122 статьи. Согласно ей законы СССР обязательны на территории республики, гражданин БССР являлся и гражданином СССР. Впервые Конституция содержала разделы о бюджете республики, суде, прокуратуре, хотя строились они в соответствии с общесоюзным законодательством. Существенным образом изменилась избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы трудящихся осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституцией БССР были утверждены герб и флаг республики — символы белорусской государственности.
Новый этап
— Итак, мы вплотную подошли к последней советской Конституции БССР (1978 года) и первой Конституции суверенной и независимой Беларуси, принятой в 1994-м и затем не раз дополнявшейся на республиканских референдумах. С одной стороны, естественно, оба Основных Закона принципиально различны. Но с другой — можно ли и в этом случае говорить о поступательности конституционного развития белорусского права?— Не просто можно — нужно! Прежде всего напомню, что последняя Конституция БССР, принятая в 1978-м, как и предыдущая, во многом отражала и детализировала положения Конституции СССР (принятой 7 октября 1977 года). Республиканская Конституция вслед за союзной закрепила роль Коммунистической партии как «руководящей и направляющей политической силы». В Конституции БССР 1978-го подробнее описана избирательная система республики, четче расписано функционирование государственных органов, в том числе органов местного управления. Больше внимания было уделено разъяснению прав и обязанностей граждан, социальному устройству и роли государства в нем. Отдельными главами шли положения про судебную систему БССР и работу прокуратуры.
Конституция 1978 года не внесла чего-то революционно нового в устройство политической, экономической и социальной жизни в стране, но структурировала положения предыдущих Конституций. В ней, как и в прежних редакциях Основного Закона, был пункт о праве Беларуси добровольно выйти из состава СССР.И этот пункт спустя более чем десятилетие оказался весьма востребованным. О разработке, функционировании и совершенствовании Конституции Республики Беларусь сказано и написано в наши дни немало. Замечу, что работа над разработкой первой Конституции независимой Беларуси началась еще летом 1990-го, когда была создана Конституционная комиссия (22 июня) и принята Декларация Верховного Совета о государственном суверенитете (27 июля). Согласно этому документу на территории Беларуси устанавливалось верховенство Конституции и законов республики над общесоюзными нормами.
Также в контексте кардинальных преобразований начала 1990-х Конституция БССР 1978-го превратилась в совершенно архаичный документ. Поправки в нее по самым различным вопросам в 1990—1994 годах принимались 15 раз. Поэтому вопрос разработки новой Конституции, которая не только отражала бы произошедшие преобразования, но и определяла цели и приоритеты на будущее, был более чем актуальным.К середине 1991-го проект новой Конституции подготовили и осенью того же года внесли на сессию Верховного Совета. Но вокруг него немедленно развернулась настоящая политическая борьба, в которой каждый преследовал свои цели. Оппозиция БНФ инициировала идею референдума о роспуске Верховного Совета, поэтому работа над новой Конституцией продвигалась крайне сложно и медленно. Весной 1993-го депутаты принимали или отклоняли разделы целиком и отдельные статьи, много раз объявлялось повторное голосование. Только в марте 1994-го были приняты последние спорные статьи: о государственном языке, праве на труд, признании равенства на выборах, референдуме, суде, Конституционном Суде, финансово-кредитной системе, поправках в Конституцию. В результате Основной Закон приняли лишь 15 марта 1994 года в условиях глубочайшего социально-экономического кризиса, поразившего Беларусь.
СПРАВКА «СБ»
Только за 1992 год цены в республике выросли в 16,6 раза. Объем денежной массы в Беларуси увеличился за 1992—1995 годы более чем в 300 раз, а рост инфляции составлял около 30 процентов в месяц. За первую пятилетку 1990-х ВВП сократился на 38 процентов, производство промышленной продукции — на 41 процент, объем капитальных вложений просел на 60 процентов, производство в сельском хозяйстве упало почти на треть. Как свидетельствует статистика, последовательный экономический рост в Беларуси начался лишь с 1996 года, когда I Всебелорусским народным собранием были одобрены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996—2000 годы. Буквально за эти пять лет ВВП увеличился на 35,7 процента, объем промышленного производства — на 64,4, инвестиции в основной капитал — на 33,2, а реальные денежные доходы населения выросли почти вдвое. К 2000 году удалось превзойти показатели докризисного 1990-го по объемам производства промышленной продукции, потребительских товаров, реальных денежных доходов населения. Именно тогда, как считают в Минэкономики, начала получать практическое подтверждение правильность выбранной модели социально-экономического развития страны.
Конституция 1994 года — антикризисная, впоследствии в нее принимались изменения и дополнения. Однако важнейшим при этом следует назвать тот факт, что все изменения и дополнения в Основной Закон Главой белорусского государства вносились не единолично, а неизменно советуясь по этому поводу с народом.Благодаря действующей Конституции мы создали социально ориентированное государство. И происходило это исключительно по воле белорусского народа, большинства белорусов.
У белорусского народа хватило благоразумия тогда и, я надеюсь, хватит сегодня, когда мы готовимся к новому конституционному референдуму, чтобы принять единственно правильное решение.
Только референдум, а не диктат извне или экономические санкции может изменить политическую систему страны в том направлении, в котором сочтет нужным это сделать белорусский народ. Как это было не раз в последнее столетие нашей истории, когда мы сперва создали свою государственность в советской форме, а затем и свою суверенную и независимую страну, эти изменения будут приниматься с максимально полным учетом мнения граждан нашей страны. Поэтому я убежден: фундаментальный принцип сохранения государства, его суверенитета и тех завоеваний, без которых немыслима современная Беларусь, мы сможем пронести с достоинством, сохранить и приумножить и в 2022 году.
osipov@sb.by