Образы классиков и современных писателей на выставке Виктора Барабанцева

Портреты с котом и без

В погоне за летним настроением, или, как говорит молодежь, за летним вайбом, минчане и гости столицы непременно обнаружат себя однажды на одной из террас Троицкого предместья. Атмосферная набережная старого Минска располагает к неспешному созерцанию идущих по воде лодок, катамаранов, байдарок. Между холодником и овощным смузи рекомендуем не пропустить в одном из музеев предместья выдающуюся выставку «Литературные портреты Виктора Барабанцева».


Экспозиция знаменитого гомельского художника расположилась на втором этаже Государственного музея истории белорусской литературы по улице Максима Богдановича, 13. Благодаря любви Виктора Барабанцева к литературе гостям галереи выпадает уникальный шанс открыть для себя серьезные портреты наших классиков.

Так, например, есть триптих‑посвящение Максиму Богдановичу, масштаб личности которого художник не смог передать в одной картине, понадобилось написать целых три, чтобы уместить широту взглядов поэта и точно воссоздать на холсте воспетый им дух «беларушчыны». Увлекают также образы Кирилла Туровского, Сымона Будного, Адама Мицкевича, Станислава Монюшко — эти работы не раз экспонировались как в Беларуси, так и за ее пределами, а художник был отмечен профессиональными наградами, в числе которых премия «За духовное возрождение» и медаль Франциска Скорины.
Пишет Виктор Барабанцев и портреты современных писателей. Некоторые из них вы увидите на выставке впервые — Николая Чергинца, Виктора Шнипа, Алеся Бадака, Елены Стельмах.
По признанию художника, ему как раз легче работать над образами тех людей, с которыми он знаком лично. Так, на выставке мы заметили (поразительного сходства с оригиналом) портрет недавно ушедшего от нас драматурга Алексея Дударева. «Эх, Алеша…» — глаза мастера немедленно сделались грустными, когда мы попытались с ним заговорить об истории этой картины.


Что любопытно, свой творческий метод Барабанцев позаимствовал у писателя, не у художника, а именно у Льва Николаевича Толстого, который говорил: «Описать человека нельзя, но можно описать, как он на меня подействовал». Чтобы точнее передать образ своих героев, художник Барабанцев любит подолгу с ними разговаривать и в процессе диалога провоцирует на яркие вспышки внутреннего света.
«В портрете ведь самое главное не внешняя похожесть, а внутреннее восприятие мира», — подчеркивает мастер.

О своих сеансах с художником тепло вспоминает писатель Алесь Бадак, чей портрет украсил экспозицию наличием модной детали — за спиной литератора мы видим нахальную мордочку кота. Как выяснилось, вальяжный Барин — любимец Александра Николаевича:

— Я много рассказывал о нем художнику, когда позировал, видимо, поэтому кот и попал в картину.

Интересный нюанс: встречи с художником вдохновили писателя на новый рассказ, главный герой которого сидит в мастерской и, пока мастер пишет с него картину, разглядывает на стене портрет очень красивой девушки. «А ведь рассказ почти написан!» — доложил Алесь Бадак Барабанцеву на открытии выставки и поблагодарил за вдохновение.

Но и это еще не все. Благодаря живительным сеансам в мастерской художника известный поэт Виктор Шнип сочинил белый стих «Светлыя днi Вiктара Барабанцава», составленный из названий картин художника, в нем есть такие строки: «ты маляваў // свята // i ты малюеш, // маючы сакавiцкi настрой, // кветкi Радзiмы, // у якiх жывуць // i Каляды ў Ракаве, // i сустрэчы ў Навагрудку, // i восень у Залессi, // i васiлькi // на радзiме Максiма Багдановiча, // i вялiкая вада на Сожы, // якая ведае свае берагi, // як мы свой радавод».

Добавим, что выставка «Литературные портреты» продлится до 30 сентября. Не пропустите знакомство с новыми работами заслуженного деятеля искусств Беларуси Виктора Барабанцева.

viki@sb.by




Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter