Казарменное положение

Как живется молодому бойцу

Как живется молодому бойцу


Тренировки, марш–броски, наряды, патрули... Эти безусловно важные для жизни военнослужащего понятия во многом вторичны. Как театр начинается с вешалки, так и служба — с быта, то есть с казармы. Казалось бы, банальные вещи. В «собственности» бойца и 50 лет назад, и сейчас остается все тот же нехитрый набор из кровати, тумбочки и стула. А вот атмосфера изменилась кардинально. Во внутренних войсках убеждены: от того, как организован досуг и отдых военнослужащего, зависит и настроение, и желание служить. Давно минули времена, когда по расположению бегали клопы, а хлипкие двухъярусные кровати вызывали у новобранцев панический страх: как ночь скоротать? Сейчас в войсках сделали ставку на комфорт, и порой язык не поворачивается назвать современный солдатский дом казенным словом «казарма»: иные гостиницы в райцентрах позавидуют. В общем, в вечном армейском вопросе — быт или не быт — наконец–то найден четкий ответ: разумеется, быт!


...Чтобы посмотреть, в каких условиях живут военнослужащие, мы отправились в войсковую часть 5448. Казарму долго не выбирали: они все здесь типовые, пару лет назад прошли реконструкцию. Снаружи обшиты элегантным сайдингом. Установлены стеклопакеты, на окнах жалюзи... Говорят, когда сюда приводят иностранные делегации, зарубежные гости до последнего не верят, что в новых казармах живут не майоры и полковники, а простые бойцы. Не верим и мы — как же все–таки мешает укоренившийся стереотип! Чтобы убедиться, что это не иллюзия, не картинка с иностранного буклета, заходим внутрь.


От сравнений не убежишь... Помните, как выглядели казармы еще 10 лет назад? Унылый лестничный пролет, уводящий солдата куда–то вверх. Отваливающаяся штукатурка...


Рядом с лестницей в обновленной казарме сделали из папье–маше небольшой стилизованный пруд. А раньше об элементах декора никто даже не задумывался.


А вот и расположение. На полу линолеум. Стены покрашены в приятные цвета. Висят картины и фотографии боевой службы: рота разведки на показательных выступлениях...


Кровать, стул, тумбочка на двоих — этот стандартный набор за годы не изменился. Но дело в мелочах. Скажем, в покрывалах на кроватях — раньше их не было, а для создания уюта это важный нюанс. Или цветы на тумбочках, за которыми ухаживают военнослужащие. Уберешь вазоны — и казарма принимает совершенно другой вид. Кровать застилают, как и раньше, по «кантику», но деревянных «отбивалок» уже нет — это прошлый век.


— Сейчас главная задача — создать комфорт, разгрузить военнослужащего, снять стресс, максимально приблизив обстановку к домашней, — говорит командир второго патрульного батальона Александр Шестак. — Раньше, что скрывать, армейская установка была иной. В первую очередь — боевая подготовка, все остальное приложится. Теперь к вопросам службы идем через быт. К тому же в комфортных условиях служить гораздо приятнее и офицерам. А если бы вы попали в расположение под Новый год, когда везде развешены гирлянды, вы и вовсе бы удивились.


Что ж, удивляться есть чему и сейчас. В расположении установлен телевизор, который подключен к централизованной сети — по ней на все казармы могут транслировать передачи. Но основное место, где ребята отдыхают и смотрят телевизор, — комната информации и досуга, или по старинке — «ленинка». Военнослужащие усаживаются в мягкие кресла или на диван. Кажется, мелочь, а на самом деле — тонкий психологический момент. Как и мягкий коврик у кровати, после появления которого больше не нужно балансировать на одной ноге, шнуруя берцы...


Шахматы, нарды, подшивка свежих газет и специализированных журналов, «бумбокс», DVD с набором фильмов — приключенческих и военных. Тут же шкаф с книгами. Интересно, какие литературные вкусы нынче в войсках? Приглядываюсь к корешкам: Дюма, Пикуль, что–то из современных боевиков. Нормальный выбор, причем книги периодически меняют.


— Казармы стали более просторными, коридоры — широкими, а это важно, когда нужно быстро подняться, к примеру, по учебной тревоге, — говорит командир 1–й роты спецназа Руслан Курец. — Да и двухъярусные кровати ушли в прошлое. А я еще помню, как неудобно и долго было их заправлять. Пока один натягивает одеяло, второй ждет.


А экскурсия по казарме будущего продолжается. В комнате бытового обслуживания — уголок парикмахера (стригут сейчас не лезвием, а вполне приличной машинкой), гладильные доски. Тут ничего не изменилось, хотя и в бытовом обслуживании есть своя новинка. Во всех казармах стоят современные стиральные машины. За каждой закреплен боец, чтобы ненароком не сломали. Со «стиралкой» очень удобно: привести в порядок форму теперь можно в два счета.


К слову, умывальная комната — гордость казарм нового типа. Здесь есть отличная душевая кабинка, новенькие умывальники, и главное — горячая вода!


А каптерка... Простите, кладовая, признаюсь, поразила меня больше всего — контраст здесь колоссальный. Вместо заваленного разнообразным армейским хозяйством чулана, где с полок свисали портупеи, а на голову норовили свалиться каски, я увидел солидное помещение, напоминающее, скорее, прихожую. А всего–то закрыли полки и стеллажи шкафами–купе. От старой «каптерки» осталась разве что стремянка.


Кардинально изменился и пост дневального. Теперь боец не должен стоять часами на «тумбочке». Сейчас дневальный, как портье в гостинице, несет службу сидя. А за постом наблюдает глазок видеокамеры — это, пожалуй, главное ноу–хау. Вторая камера установлена в расположении. Преимущества нововведения налицо. Во–первых, напрочь исключается любая вероятность неуставных отношений. Во–вторых, это здорово дисциплинирует военнослужащих. В–третьих, картинка постоянно выводится на экран дежурного по части — стало проще контролировать несение службы. К тому же новации позволили сократить количество дневальных. Если раньше их было трое, то теперь справляются вдвоем. И спят они, кстати, по 8 часов.


— Из такой казармы я бы и не выходил, — признался мне рядовой 1–й роты специального назначения Павел Шутько, который со щеткой шел по расположению. — Это шик! А я–то думал, что здесь железные койки и не дают одеял... Впрочем, виноват, мне еще нужно навести порядок в комнате досуга.


Шик шиком, но и поддерживать красоту нужно постоянно.


...Заглядываем в тренажерный зал, где занимаются бойцы. Думаю: фикусы, гирлянды, тренажеры... А не перебор ли? Вот и офицеры говорят, что старый тезис о «тяготах и лишениях» службы больше не актуален. Он устарел, пропах нафталином, складирован где–то между брючными ремнями и противогазами в глубинах «каптерки». Нет у бойца ни тягот, ни лишений, а есть комфорт и уют. Хорошо это или плохо? Прожженный ветеран, привыкший спать на земле, подложив под голову вещмешок, покачает головой и пустит ностальгическую слезу: мол, не те времена. Но логика жизни подсказывает, что ставка на комфорт — правильный шаг, в том числе и на пути к профессиональной армии. Ведь в такую казарму, с такими условиями проживания захотят вернуться многие. Во внутренних войсках этот шаг сделали: в двух бригадах уже служат одни контрактники...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter