Вторая часть трилогии «Хоббит» — «Пустошь Смауга» — вышла в преддверии новогодних праздников. Так что в погоне за подарками не забудьте заглянуть в кинотеатр. Воинственные гномы, несметные сокровища, говорящие драконы, волшебные кольца и… герои «Шерлока» по разные стороны баррикад — все, что вы хотели увидеть, но боялись себе вообразить.
Когда некоторое время назад было объявлено о предстоящей экранизации «Хоббита», многие отнеслись к этой идее скептически. Детская (хотя далеко не каждый школьник ее осилит) книжка Джона Р.Р. Толкина совсем небольшая по объему, и главное — все это (зеленые холмы Средиземья, волосатые ноги хоббитов, маги и эльфы) мы, казалось бы, уже видели. Трилогия «Властелин Колец» совершила переворот в современном кинематографе, в том числе и кассовый, но к чему повторяться?
Но не все так просто. Благодаря «Властелину Колец» многие взрослые, не доиграв в детстве, выпустили на волю своего «внутреннего ребенка». В моду снова вошли сказки и мифы, в Голливуде опять начали экранизировать братьев Гримм и Шарля Перро, а на телевидении — снимать сериалы вроде «Игры престолов» и «Однажды в сказке».
Самый большой ребенок из всех — режиссер Питер Джексон. Казалось бы, эпопея с «Властелином Колец» длилась достаточно долго, чтобы успеть ему надоесть, но спустя какое-то время после съемок он уже начал думать над экранизацией «Хоббита». Мы ранее писали, через какие трудности ему пришлось пройти: финансовый конфликт со студией New Line Cinema, другие проекты, на которые то и дело надо было отвлекаться Джексону («Милые кости», например). Были и сомнения иного порядка: фанаты (к которым режиссер всегда прислушивался) считали, что новая сага о хоббитах может быть такой же ошибкой, как вторая трилогия «Звездных войн» или четвертый по счету «Индиана Джонс». Даже когда съемки начались, авторы не могли прийти к единому мнению: кого снимать в главной роли? сколько фильмов всего делать?
Многие думали, что «Хоббит» настолько компактная книжка, что материала в ней ровно на одну серию. Студия New Line Cinema, конечно, хотела растянуть удовольствие до двух частей. Джексон же сделал сюрприз фанатам, заявив, что это будет снова… трилогия. Причем третья часть, «Хоббит: Туда и обратно», премьера которой состоится в 2014 году, послужит своеобразным сюжетным «мостиком» к «Властелину Колец». На съемки было отведено 250 дней (в сроки чуть-чуть не уложились) и от $300 млн до $500 млн (а вот тут не уложились сильно). Уже на сегодняшний день объявлено, что на съемки «Хоббита» потрачен $561 млн, а работа все еще продолжается — впереди досъемки третьего эпизода. Вполне возможно, что трилогия «Хоббит» выйдет его создателям еще дороже, чем трилогия «Властелин Колец», — на то они и сказочники, чтобы владеть волшебными заклинаниями, притягивающими деньги.
Вы уже знаете, что главного героя, Бильбо Бэггинса, сыграл Мартин Фримен, он же обаятельный простофиля Ватсон из «Шерлока». Питер Джексон говорит, что с самого начала он был первым претендентом на роль, однако студия считала иначе. Долгие переговоры велись с Джеймсом Макэвоем (фавн Тумнус в «Хрониках Нарнии»), а потом на пробы стали съезжаться голливудские и британские суперзвезды невысокого роста: Дэниел Рэдклифф, Шайя ЛаБеф, Тоби Магуайер… Джексон все равно отстаивал кандидатуру Фримена и даже уговорил продюсеров подвинуть график съемок так, чтобы тому было удобно сниматься в «Хоббите» и одновременно в «Шерлоке». Тем более что Мартин был не единственным актером из этого сериала, приглашенным на съемочную площадку… Речь, конечно, о Бенедикте Камбербэтче, красавце, умнице и денди, вошедшем в список самых сексуальных звезд по версии журнала Empire. В «Хоббите» он «играет роль» дракона Смауга. И Камбербэтч не был бы Камбербэтчем, если бы не настоял на полном очеловечивании своего персонажа.
Кстати, оказывается, «Хоббит» был любимой детской книгой Камбербэтча — папа читал ему Толкина на ночь. То же самое можно сказать про Эвангелин Лилли — она стала увлекаться Средиземьем, когда ей исполнилось тринадцать. Вы не помните Эвангелин в первой части, потому что ее героиня появится только в «Пустоши Смауга». Это будет поистине выдающаяся эльфийка: ради роли рыжеволосой красавицы Тауриэль (подруги Леголаса!) актриса научилась драться на мечах и стрелять из лука.
Вообще, обещанный «мостик» к трилогии «Властелин Колец» берет начало именно с «Пустоши Смауга». Исполнители ролей Бильбо Бэггинса в старости и Сарумана Белого уже достаточно в возрасте, чтобы летать на съемки в Новую Зеландию, — Йену Холму 82 года, Кристоферу Ли вообще 91. Поэтому их сцены были отсняты в Лондоне, и, говорят, Ли немало удивился, когда ему позвонил Питер Джексон («Я что, все еще в этом чертовом фильме?»). Сказалась обида актера на то, что его сцены были вырезаны из окончательной версии «Возвращения короля».
Джексону все-таки удалось убедить Кристофера Ли в том, что без него в новом «Хоббите» никак не обойдутся. И чтобы показать его исключительность, предложил Саруману, как и прежде, не надевать шляпу — такой привилегии не удостаивался ни один из магов. Просто Саруману не нужно с помощью шляпы доказывать свое могущество — он и так достаточно крут. Впрочем, как и сам актер, который в свои почтенные годы (его карьера началась в 1948-м) поет в составе рок-группы и изучает очередной иностранный язык (кстати, русским он уже владеет). Его энергии можно только позавидовать — к примеру, одной роли Сарумана Ли показалось мало, и он сказал Джексону, что готов сыграть еще и… дракона Смауга. Его с трудом удалось разубедить, тем более что актер на роль Смауга уже был найден.
Кстати, о магах: вы, конечно, догадались, что их прозвища (Серый, Белый, Коричневый и далее по спектру) появились от манеры волшебников носить одежду определенного цвета. Но чего вы наверняка не знаете, так это того, почему в фильме не только не появляются, но и не называются двое собратьев Сарумана и Гэндальфа Серого («Синие они, а как звать, не помню», — бросает Гэндальф в «Нежданном путешествии»). Дело в том, что истинные имена этих Синих — Алатар и Палландо — упомянуты в «Неоконченных сказаниях» Толкина, прав на которые ни у Джексона, ни у продюсеров, увы, нет.
Снова в «Хоббите» будут Элронд (Хьюго Уивинг), Галадриэль (Кейт Бланшетт) и даже Голлум (Энди Серкис). Роль Голлума в литературном «Хоббите» минимальна, и Питер Джексон решил сделать ее больше, тем более что и прогнать Серкиса с площадки было так же трудно, как отнять у ребенка любимую игрушку.
Съемки в «Хоббите» послужили для многих актеров лучшим стимулом, чтобы держать себя в форме, — ведь действие фильма происходит раньше действия «Властелина Колец», а значит, они должны были выглядеть моложе самих себя десять лет назад. Конкуренция была серьезной — к примеру, Ли Пейс (король эльфов Трандуил) в жизни на два года моложе своего экранного «сына», эльфа Леголаса (Орландо Блум).
Джон Р.Р. Толкин был известен своей доскональностью: мир Средиземья описан с детальной точностью в многочисленных записных книжках и «заметках на полях». Толкин рассказал про все: про оружие, внешность, фамильные древа и многое-многое другое. К сожалению, полностью его вселенную перенести на экран невозможно: правами на большую часть творческого наследия писателя владеет его сын, Кристофер Толкин, главный противник экранизаций. Поэтому Джексону пришлось воспользоваться неожиданно открывшейся творческой свободой — он не только дополнил некоторые сюжетные линии, но и придумал новых героев. У режиссера был, конечно, и собственный интерес: Джексон, к примеру, хотел «протолкнуть» на съемочную площадку любимых актеров. Сирша Ронан, сыгравшая у Джексона в «Милых костях», должна была появиться в роли юной эльфийки (и внешне, надо сказать, очень бы подошла!), но в последний момент выбыла из проекта, испугавшись года съемок в Новой Зеландии. Также Джексон очень хотел задействовать актера Рона Перлмана, но и тот отшутился, сказав, что с его внешностью если кого и играть, то только прекрасного эльфа. Пришлось режиссеру придумывать себе «талисманы» по ходу работы. Всем 3D-камерам он дал прозвища: какие-то из них носят имена членов семьи Джексона, какие-то названы в честь его любимых мопсов, а еще четыре камеры получили имена Джон, Пол, Джордж и Ринго — в честь любимых The Beatles.
Настоящие фанаты-толкинисты, безусловно, найдут достаточно различий между «Властелином Колец» и «Хоббитом»: мир у этих книг один и тот же, но выглядит совсем по-разному. Отличается внешность эльфов и орков, отличаются прически (если, конечно, это можно назвать прическами) у гномов, отличается даже оружие. К дизайну оружия Питер Джексон подошел особенно внимательно: оно выполнено по образцам настоящего исторического. «Жало», которое старый Бильбо Бэггинс дарит Фродо, похоже на меч древних спартанцев, а меч Гэндальфа — одновременно на меч бронзового века и средневековый полутораручный меч. Если приглядеться, можно увидеть в «Хоббите» оружие из разных стран и исторических эпох: от древнегреческой фалькаты до венгерского боевого топорика. И это не единственное обращение Джексона к реальности — к примеру, история гномов, несчастного народа, потерявшего свою родину и вынужденного скитаться с места на место, не случайно напоминает историю еврейского народа и его поиски Земли обетованной.
Ну а что касается Питера Джексона и его команды, то они свою землю давно нашли — это Новая Зеландия, которая благодаря экранизациям Толкина (и еще «Хроникам Нарнии») переживает очередной туристический бум и подъем национальной экономики (там даже напечатали новую валюту — монеты Средиземья).
Ольга МАРШЕВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото 2013 Warner Bros. Ent
Съемочная группа — о съемках «Хоббита»
Элайджа Вуд: «Было довольно волнующе. Особенно снова видеть свои ноги».
Энди Серкис: «Мой Голлум — молодой мужчина в самом расцвете сил, поэтому с ним мы целим прямиком в аудиторию девушек-подростков».
Эвангелин Лилли: «Тауриэль вообще-то глава эльфийской охраны. Она большая шишка в армии, и вы точно не захотите оказаться ночью на темной аллее рядом с ней».
Орландо Блум: «Что значит, я должен помолодеть? Вы намекаете, что я прибавил в весе за последние десять лет? Я просто должен снова отрастить длинные волосы и стать блондином».
Питер Джексон: «Я фанат Новой Зеландии! Наш акцент понять не сложнее эльфийского, а еще мы играем в регби лучше всех!»
Мартин Фримен: «Когда я впервые посмотрел на себя в зеркало, увидел волосатые ноги, огромные накладные уши и прическу, которой позавидует любой рокер. Это было круто, ведь я играл хоббита. В тот момент я просто сказал себе: теперь, черт возьми, ты самый настоящий Бильбо Бэггинс!»