Татьяна Мельникова. | Светлана Алейникова. | Владимир Порхомцев. |
Все мы при определенных обстоятельствах подвержены манипулированию, поскольку психика очень пластична. Защитить нас может не столько способность (она есть почти у всех психически здоровых людей), сколько привычка рационально мыслить. Единственное, что делает человека более защищенным, — понимание процесса и механизмов воздействия, а также способность контролировать ситуацию, мысленно выйдя из нее, посмотрев на происходящее как бы со стороны. Эмоционально включенный в ситуацию человек, увы, не способен оценить ее адекватно.
3 шага к пропасти
Т. Мельникова: Очевидно, почва к тому, что сейчас происходит в Беларуси, готовилась заблаговременно. Для «промывки умов и настройки сердец» использовалась классическая трехшаговая схема.Первый шаг — формирование максимально широкой потенциально протестной массы и привязка ее к конкретным источникам информации, альтернативным по содержанию официальным СМИ и не контролируемым государством.
YouTube, телеграм-каналы и социальные сети идеально подходят для этой цели. Надо «приманить и прикормить» людей интересным и актуальным контентом. Для этого используются любые темы и информационные поводы, которые нам небезразличны, вызывают живую эмоцию (пока не важно, позитивную или негативную). Это могут быть альтернативные новости и «независимая» аналитика, сомнительный юмор, блогерские истории «из жизни простых людей» или откровенные фейки, перемежающиеся с актуальной информацией «на злобу дня». Такие «альтернативные» источники информации имеют полную свободу при практически полном отсутствии какой-либо ответственности, а безнаказанность, как известно, порождает преступность. Сейчас основной такой коммуникатор — Nexta. Какая информация публиковалась? Сначала развлекательного характера — канал не воспринимали как источник серьезной аналитики. Там было прикольно, интересно, особенно тем, кто устал от официоза и хотел чего-то нового. Главное было любым способом привлечь внимание людей. Затем на канале стали размещать материалы, дискредитирующие органы власти, правоохранительные структуры, подающие в остро негативном свете весь жизненный уклад современной Беларуси…
И вот потенциально протестная масса питается информацией на этом поле. Не важно чем, главное — ест. Теперь задача манипулятора — максимально раскачать негативные эмоции, скармливая в том числе однобокую информацию, фрагментарную, тенденциозную, откровенно ложную, пугая, путая и взвинчивая людей.
Второй шаг — отключить разум и повысить внушаемость информационно прикормленной широкой аудитории для последующего вброса напрямую в подсознание готовых (выгодных манипулятору) решений.
А для этого надо максимально подогреть негативные эмоции, под воздействием которых человек становится все более всеядным и восприимчивым к любой манипуляции, исходящей из ставшего своим, привычным, а потому вызывающего доверие источника. Чем важнее для нас что-то, тем сильнее наши эмоции. Например, острая эпидемиологическая ситуация в мире в связи с коронавирусом. Тема здоровья важна для всех и потому эмоционально окрашена. Когда в Беларуси не были введены жесткие ограничения из-за COVID-19 (экономические основания такого решения для нашей страны очевидны), «независимое» информационное пространство буквально взорвалось призывами немедленно ввести карантинные меры, остановить предприятия и т.п. Руководство страны при этом жестко обвинялось в безразличии к собственному народу, тому находились и муссировались в телеграм-каналах «яркие примеры». Теперь главное — не снизить уровень эмоционального накала, постоянно подпитывая аудиторию очередными порциями негатива, продолжая формирование протестной массы. Драматично, что «лишенная разума» аудитория не видит абсурдности ситуации в том, что те же люди сейчас, когда угроза заболевания COVID-19 по-прежнему актуальна, зовут людей принять участие в массовых мероприятиях, а попытки властей призвать людей к здравому смыслу расцениваются как ущемление прав и свобод. Эмоции зашкаливают, и о том, что еще вчера те же манипуляторы призывали к совершенно противоположному, никто уже не вспоминает. Смыслы поменялись. Поменялось отношение к власти, к ее действиям.
Теперь в негативном свете подается все, что связано с государством, а деструктив обеляется. Приемов, с помощью которых можно разучить общество думать, масса. Например, на разных интернет-ресурсах с высочайшей интенсивностью в разных вариантах повторяется одно и то же, даже недельной давности, формируется чрезвычайно навязчивая повестка: в стране все плохо. Сутками показывают страшные фото и видео, душераздирающие истории. Чем больше таких картинок, тем больше они будут занимать сознание человека и подогревать его. В ход идут песни, танцы, образы, символы, видеоряд… Достоверность картинок — дело десятое, главное — вызвать эмоции и подготовить к следующему шагу. Расчет еще и на то, что перепроверять «новости» и анализировать их никто не станет из-за огромного потока неконтролируемого контента. Кстати, информационная перегрузка — один из способов эриксоновского гипноза, позволявшего ввести человека в глубокое трансовое состояние.
Сформировали высокую внушаемость у людей — их выводят на улицу. И вот они видят друг друга, им кажется, что их много.
«А раз нас много, то за нами правда», — рассуждают они. Так включается психологический механизм консолидации («Нас — 97 %», «Мы — вся Беларусь»…). То есть происходит объединение в единую массу, готов инструмент для решения политических задач. Осталось его только заточить. Добавляют маркеры, по которым друг друга узнают: ленточки, цветы, бчб-символика, песни, печеньки, обнимашки, «невероятная» атмосфера единения на фоне все того же эмоционального накала, не дающего возможности думать рационально (увы, все это излюбленные приемы всех тоталитарных сект!).
Теперь люди готовы, они абсолютно внушаемы, их рациональный мозг не работает. Грубо говоря, рот открыт — давайте бутерброд с готовой идеей.
И, как вы помните, на этой стадии как раз появляется выступление «дамы с флейтой». Подготовленное, очень емкое, внушающее воздействие: «Эта власть нас обманывает, убивает, калечит… Долбить, долбить, долбить эту власть!» (Все — внушен образ врага и план действий. Это опасный инструмент. Это кинжал, который находится в ножнах до определенного момента.) С этими же фразами троица так называемого «объединенного штаба» объездила всю страну. Каждое выступление заканчивалось четким внушением, утверждающими формулировками: мол, нас бьют, обманывают, пытают, эту власть нужно менять. Люди, напомню, уже эмоционально готовы. И с этими внушениями они шли на выборы. К тому же жизнь штаба преподносилась как некое реалити-шоу. Вот они едут в машине, вот едят, вот готовятся к митингу… Это тоже привлекает внимание. Мол, они открыты, они свои, формировалась причастность и убеждение «они — это мы», «мы вместе творим историю», «мы — герои!», «мы — невероятные» (это приемы — для внушения используются абстрактные понятия, ничего предметно не обозначающие, но несущие эмоцию одобрения всего, что бы мы ни делали), «мы — воины света» (опять чистое внушение — ассоциация со Светой!). Параллельно в обществе формируется образ врага. У любого участника «мирных» акций спроси, кто его враг, и он назовет. Это результат кодирования.
Теперь толпа эмоционально заряжена и готова трансформироваться в агрессивную, громящую, мародерствующую.
Делается это очень просто. Достаточно спички — провокации, брошенного камня, бутылки, крика, крови.
Можно ли, обращаясь к толпе, взывать к разуму?
Т. Мельникова: Толпа непредсказуема и коварна. Кажется, что в ней из человека будто вынимают волю, сопротивляемость, интеллект. Убеждать толпу уже бесполезно, на нее уже не действуют рациональные методы.Что мы видели в Беларуси? Директора предприятий идут к людям на улицу, а те уже эмоционально накачаны и кричат: «Уходи!» Для того чтобы переговоры состоялись, обе стороны должны быть заинтересованы в согласии. Но толпе не нужен диалог, ее мнение уже сформировано. Второй момент: стороны должны обладать ресурсом для выполнения взаимных обязательств в случае, если соглашение будет достигнуто. Однако, опять же, требования, которые звучат на улице, невыполнимы. Руководителю вместо разбора конкретных случаев кричат: мол, пересчитай голоса, смени Президента, выпусти заключенных. То есть это примеры манипулирования, как и обобщенные обвинения: убивают, насилуют, все залито кровью… Где залито, где убивают? Здравомыслящему человеку понятно, что это не так…
Гражданам рекомендую избегать толпы в принципе. Когда ты уже в потоке, покинуть его очень трудно. Будем откровенны. Что такое протест? Это к тому же некая несостоятельность. В семье, работе. У человека что-то пошло не так. Он одинок. А на улице он вроде и не один, чувствует поддержку, силу. Или возьмите девочек с яркими волосами, наколками. Кто это? Это те, кому не хватает внимания. Кому-то нужна самопрезентация, кому-то надо покричать, выплеснуть агрессию. Есть также люди с психическими особенностями. А кто-то выпил, и ему море по колено.
Сколько времени нужно, чтобы адекватного человека превратить в зомби?
В. Порхомцев: Мы как-то проводили соцэксперимент по методике известного психолога Аша. И для зомбирования людей понадобилось немного времени — 45 минут. Проиграли такую ситуацию. У кабинета врача «пациенты», подсадные утки. Приходит парень, обычный пациент, про эксперимент не знает. Вопрос: последует ли он странному поведению окружающих? Прозвенел звонок, и все встали, кроме новичка. Так повторялось несколько раз. В итоге и он последовал примеру остальных, не понимая, зачем это делает. Даже оставшись один, продолжает вставать — следовать поведению группы, которой рядом нет. Затем странное, случайное правило парень навязывал новым участникам эксперимента. Оно становится социальной нормой и для них.Точно так же зомбированные люди, видя перед собой белый шар, называли его черным. Почему? Считали, что должны придерживаться мнения большинства, что так надо. Так им комфортнее. Выходит, что мнение большинства для зомбированного важнее, чем то, что он видит собственными глазами. Да и опасно быть белой вороной.
Аналогичное поведение я наблюдал в толпе протестующих. Особенно среди молодежи. У них нет чувства страха, они не понимают ценности человеческой жизни. Не могут остановиться в нужный момент, им нужно завершить начатое. Провокаторов тоже видно, однако они успевают уйти из эпицентра еще до начала заварушки. Как правило, больше всего страдают случайные люди и молодежь.
Т. Мельникова: Молодежь действительно часто является элементом политической силы, поскольку легко внушаема, мировоззрение у нее еще не сформировано, ум пытливый, ценности жизни, как правильно заметил Владимир, пока нет. К тому же для многих молодых ребят эта ситуация — квест, виртуальная игра.
Они обеспечены родителями, которые живут и работают в этой стране. Они еще живут иллюзиями. К примеру, иллюзией знания, иллюзией бессмертия — «со мной ничего не случится», справедливости — «тут несправедливо, а там справедливо» и т.д. Однако с этой категорией нужно работать, поддерживать конструктивные инициативы, устраивать площадки для обсуждения разных мнений. Желательно с участием медиаторов, которые умеют вести дискуссию. Такие площадки нужны всем коллективам, люди смогут высказаться, обсудить положительные стороны и уязвимости мнений, банально выпустить пар.
Особенно молодых людей нужно информировать, держать в информационном поле. Разъяснять, к примеру, почему и благодаря чему они сегодня имеют то, что имеют, и как легко это потерять.
Да, для тех, кто постарше, основные ценности — мир и хлеб. У молодежи — свобода и развитие, которые тоже важны, и у них должна быть перспектива. Однако не нужно забывать, что карлик, стоящий на плечах гиганта, видит больше благодаря именно гиганту. В нашем случае свобода и развитие возможны благодаря тем, кто обеспечил в том числе молодежь миром и хлебом. Онкодиспансер ярко показывает, как в один момент все твои великолепные идеи могут свестись к борьбе за очередной вдох.
Толпа — это угроза
Т. Мельникова: Нужно понимать, что милиция работает ради безопасности граждан, а не ради того, чтобы лишить их свободы слова, воли. В той же толпе любое стечение обстоятельств может привести к трагедии. Ужасно, что туда идут беременные, женщины с детьми, пожилые люди и не понимают, что любой всплеск эмоций может породить панику и масса побежит, будет давка.Силовики знают механизмы формирования толпы, процессы, которые в ней происходят. Они понимают все опасности, которые могут быть в управляемой группе. Сила, даже при прогнозируемых событиях, — это очень плохо и воспринимается как зло. Но в данном случае это неизбежный выбор наименьшего из двух зол, учитывая возможные последствия.
Приведу аналогию с доктором. Человек умирает, и врач, делая непрямой массаж сердца, ломает ребра. Человек выжил, очнувшись, ругался, ему больно, потом пошел в суд. Да, он получил серьезную травму, но ведь остался жив. Или ампутация конечности при угрозе серьезных последствий. Момент упустишь — не спасешь. Так и силовики: действуют быстро, исходя из понимания, к чему может привести бездействие. Здесь также важна оперативность мер. Человек находится в экстремальной ситуации, и ему надо принимать решение. Конечно, потом можно будет собирать консилиумы и рассуждать, можно ли было положить под голову подушку… Теория выглядит красиво, практика бывает разной. С кем-то, полагаю, будут разбираться, но законным путем. Сотрудник — тоже человек и тоже может выгореть эмоционально. В любом случае проверка требует времени. Толпа же требует сиюминутных решений, и это неправильно.
В массовых акциях всегда есть организаторы, радикалы, активисты и вовлеченные. Организаторы, как видим, в безопасности. Они не идут на улицы, манипулируют людьми удаленно.
Активисты эмоциям не поддаются. Все контролируют и вовремя смываются. Радикалы, как правило, ищут острых ощущений. Они в толпе как рыба в воде. Но когда организаторам нужна сакральная жертва, то эту роль они как раз и отдают радикалам, а то и вовлеченным. Извините за аналогию, но так обычно воспринимается лучше. Поросенка кормят, как бы любят, за ушком чешут, а потом из него делают шашлык. Так и здесь. Поначалу людям говорят, что их любят, их приручают, чтобы не разбежались, и они как бы преданы хозяевам. А потом хозяева ведут толпу «на убой». Грамотно используется ментальность народа: мы мирные, добрые, умные, милиция с народом и т.д.
Главное правило — не лезть в толпу
Т. Мельникова: Попал в толпу случайно — уходи. Слушай разные мнения, анализируй услышанное, конкретные факты и делай собственные выводы.Еще важный инструмент влияния — угрозы, давление через разные источники, травля через семьи. Людей запугивают, чтобы сломить психологически, зародить сомнение, страх, перетянуть на свою сторону, заставить уйти с работы, остановить предприятия… Есть примеры, когда угрозы пытаются осуществить.
Тут многое зависит от действий государства. Нужно, чтобы человек понимал, куда можно обратиться за помощью и каким образом его защитят. Возможно, нужен кризисный центр для жертв травли. Надо больше инициатив от государства. Помощь требуется и тем, кто пострадал из-за уличных протестов. Граждане должны знать, что помощь окажет именно государство, а не волонтеры и манипуляторы. Важно понимать, что сейчас ожидается рецидив депрессивных состояний, поскольку за резким эмоциональным подъемом последует эмоциональная яма. Особенно это опасно для подростков.
Как избежать раскола в семье? Договориться временно не обсуждать политику, всем соблюдать информационную диету — ничего не слушать, не смотреть и не читать. Кстати, есть еще хорошая техника: ощущать себя здесь и сейчас.
То есть на какое-то время ни о чем не думать, а сосредоточиться на ощущениях: что я чувствую сейчас? К примеру, взять чашку чая. Ощутить его аромат, тепло, присесть в удобное кресло. Прислушаться, как бьется сердце, сосредоточиться на дыхании. И мы придем к тому, что сейчас с нами все в порядке, мы живы. Этот прием, к слову, помогал людям выживать в концлагерях. Еще одна техника: назвать 10 вещей, которые вы сейчас видите, 10 вещей, которые сейчас слышите, потом чувствуете и т.д. Это нужно, чтобы уйти от эмоций и включить разум.
Ну и еще одна общая рекомендация. Не нужно использовать риторику «мы — они», «свои — чужие». Это все «мы». Элемент оздоровления общества — провести ревизию определенных структур. Максимально уходить от формализма, перейти в плоскость реальных действий, заинтересованности друг в друге. Если ситуация позволяет, то постараться уйти от постоянного вертикального общения руководства, нужна человеческая поддержка. Люди хотят быть причастными к чему-то значимому. Видеть результат.
Я — мишень? Дело техники
С. Алейникова: Современное информационное воздействие ведется весьма профессионально и имеет в своем арсенале комплекс инструментов. Как это работает? Допустим, моя задача как информационного ресурса — заставить сделать что-то в моих интересах, причем не одного человека, а социальную группу или даже целый слой общества. Задача со звездочкой — нужно сделать так, чтобы эта группа была уверена в том, что никакого внешнего влияния на нее не оказывается и нужные заказчику действия она предпринимает самостоятельно.Шаг первый — создание информресурса. Например, YouTube или телеграм-канала, публикующего «инсайды», «сливы», а то и вообще «то, что скрывают». Запретное по-детски привлекательно и обеспечивает ресурсу первый, пока небольшой, круг подписчиков. Канал пока мало кто знает, и в таком, полуспящем режиме он может функционировать до нескольких лет.
Шаг второй — быстрое расширение аудитории. Выход за рамки «своих» подписчиков идет за счет публикации громкой новости, желательно криминальной: в СМИ негатив всегда больше востребован, чем позитив.
Так отрабатываются два первых запроса аудитории, лежащих на уровне примитивного коллективного сознания: запрос на запретное, на «жесть» — кровь, насилие, аварии, ЧП и т.д.
Шаг третий — самый важный — получение доверия. Достигается за счет налаживания обратной связи, когда возможность в один клик переслать ресурсу ту или иную новость создает приятную иллюзию собственной значимости и причастности к «топу». На этом этапе применяется уже жесткая привязка аудитории к ресурсу за счет эксплуатации потребностей более высокого уровня, чем стадные инстинкты. Игра ведется на неравнодушности людей, апелляции к несправедливости, стремлении к сопричастности, активизму, самоорганизации.
Это помогает формированию устойчивой веры аудитории в то, что ресурс представляет ее интересы и они делают общее дело.
Шаг четвертый — наращивание аудитории и фокусировка сигнала. Реализуется та же тактика, что и на предыдущем этапе, — игра на чувстве справедливости и потребности самореализации. Однако ресурс выступает уже не ретранслятором сигналов, а их преобразователем. Работает преобразование сигнала просто: от бытовой проблемы к политической повестке и трансляции интересов определенных сил. Например: «У жителей улицы Иванова проблема: во дворе прорвало канализацию». Далее идет преобразование сигнала, в котором может быть два варианта: реклама «Для неповторения подобных случаев покупайте более прочные трубы фирмы АБВГД» либо политическая повестка «В вашей проблеме виноваты сантехник/градоначальник/министр/Правительство/ Парламент…»
В итоге человек уверен, что его услышали и проблема будет решена (потребность в защите и безопасности), что он приобщился к топовому каналу (потребность в принадлежности к группе), что мы видим виноватого, повышая тем самым собственную значимость (потребность в самореализации и признании). Отработана вся пирамида потребностей» человека, критическое сознание отключено, ресурс становится «народным». С этого момента аудитория превращается в послушный инструмент достижения нужных ресурсу целей.
Шаг пятый — целенаправленная работа с общественным сознанием, якорение политической повестки. Инструмент манипуляции остается прежним — преобразование сигнала от бытовых вопросов к политическим.
Шаг шестой — непосредственное управление. Реализуется через подачу прямых команд: направо, налево, включить, выключить. Масса людей будет с воодушевлением двигаться из пункта А в пункт Б, свято веря в то, что каждый принял это решение сам, собственным душевным порывом и им никто не управляет.
Станет ли аудитория после шестого этапа отработанным материалом? Вряд ли, поскольку размещение, например, рекламы хорошо конвертирует «площадку доверия» во вполне материальную прибыль.
Надо понимать, что подобные информационные ресурсы — это всегда чей-то проект. Последующая смена выгодополучателя или хозяина аудитории — это уже процессы, которые, как правило, остаются за кадром для основной публики, а ресурс продолжает работать с другими целями и задачами.
gladkaya@sb.by