Упадок западной медицины в историях и примерах

История одного падения

Мой товарищ рухнул с дуба. Именно так мне хотелось бы начать сообщение о недавнем происшествии с ним. Но не получится. Потому что фактически он упал с огромной канадской ели, а с дуба рухнул в переносном смысле, значительно раньше, когда решил перебраться в США. Помню, как взахлеб он рассказывал о высоком социальном обеспечении в тамошних краях, о самой передовой медицине, мигом реагирующей на каждый чих пациента. Пока сам с ней не столкнулся.

Это в наших садах канадская ель — милое пушистое дерево сортов «дейзи уайт» или «альберта глоб» высотой до 1 метра. В заокеанских реалиях это зеленый титан размером с 9‑этажку, подрезать и укорачивать который требуется регулярно, иначе тень от него грозит накрыть весь участок. Обычно это делают специальные службы, но в тот раз владелец дерева решил сэкономить и великодушно предложил эту работу молодому эмигранту, сиречь моему товарищу. Тот с елки предсказуемо свалился и, падая, насквозь пропорол щеку каким‑то суком. Полный рот крови и встреча с американской медициной.

Перво‑наперво сосед отсоветовал ему вызывать скорую помощь: «Тут ехать до больницы всего минут 10, так зачем тебе платить под 2 тысячи долларов за эту поездку? Вызывай такси». Следующий сюрприз ждал его в приемном покое больницы. Несмотря на то что окровавленный пациент был к тому моменту похож на мычащего вурдалака, его имя бесстрастно занесли в компьютер и велели ждать. В толпе таких же, охающих и кряхтящих несчастных. У кого рука сломана, у кого острая боль в животе, у кого рана от бензопилы… Сидячих мест не было, ожидать первичного осмотра пришлось на полу. Это я тут бегло рассказываю, на самом деле его душераздирающее повествование длилось больше часа, а ожидать помощи пришлось 8 часов (!). К тому моменту рана сама собой перестала кровоточить, ткани пришлось заново иссекать и уже после этого накладывать швы. В похожей ситуации минская БСМП как‑то справилась за полчаса с момента приезда в приемный покой, это вкупе с анализами.

Но главный сюрприз прибыл по почте. Счет гласил, что за все мучения моего товарища ему следует заплатить медицинскому учреждению 2717 долларов, причем страховка покрывала лишь 7 сотен из этой суммы. «Они просто залезли в мой карман, и я ничего не смог оспорить», — жаловался он позже.

Этот случай, произошедший с моим реальным знакомым, я вспомнил, наткнувшись на историю американца Дэйва Бруннера из небольшого городка в Аризоне. Однажды ему пришлось вызвать для сына медицинский вертолет, чтобы доставить его в больницу, находящуюся в 80 километрах, где было необходимое ребенку оборудование: «Я слушал звуки приближающегося вертолета и думал: «Это обойдется недешево».  
В итоге 15‑минутный перелет стоил ему 47 000 долларов. Страховая компания же согласилась возместить всего 5000, а все остальное повисло тяжким долгом на семье. «Я не планировал сделать свою семью банкротом, но тогда у нас просто не было выбора. У нас была страховка, мы сделали все, что могли, но все равно остались должны больше четырех десятков тысяч», — говорит Дэйв Бруннер.
Западная медицина, которую некоторые упоротые граждане продолжают превозносить, демонстрирует признаки своего упадка не только в том, что беспардонно выставляет пациентам астрономические счета. Тамошние СМИ с тревогой пишут, как меняется отношение медперсонала к больным. К примеру, известное интернет‑издание The Independent рассказало об удручающем уровне сервиса в британских больницах. Эта статья вышла под красноречивым заголовком «Обращаются, как с животными». Речь о том, что семьи престарелых больных выдвинули шокирующие обвинения против Национальной службы здравоохранения Великобритании. Они утверждают, что с их родственниками в больницах «обращались, как с животными», оставляя без должного лечения и ухода. Вывод неутешительный: британские больницы не справляются с возросшей нагрузкой из‑за стареющего населения. Комментируя случаи наплевательского отношения к пациентам, эксперты признают, что такие истории «недопустимы», однако они «симптоматичны для системы здравоохранения, которая работает на пределе возможностей».
Поэтому я без особых объяснений воспринял планы другого знакомого, проживающего в Канаде, приехать в Беларусь за стоматологическими услугами. «Я живу дверь в дверь с местной зубной клиникой, — объяснил он. — Ты удивишься, но мне дешевле добраться до аэропорта, оплатить билет до Варшавы, затем добраться до Минска, посетить белорусскую клинику и проделать обратный путь, чем просто перейти улицу и попасть на прием к местному дантисту».
И почему я не удивился?

Продолжение следует.

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter