От пронесшегося над страной урагана в нашей новейшей истории останутся скорее не последствия, а уроки, которые мы все должны из него извлечь
Последние три дня тема прошедшего над страной в пятницу снежного шторма с романтическим мужским именем «Хавьер» была самой обсуждаемой среди белорусов. Пожилые люди, вздыхая, твердили, что такого за свою жизнь еще не видели, те, кто помоложе, рассказывали, как добирались в пятницу с работы и из поездок: кто-то с юмором, кто-то еще в легком шоке. Впрочем, все сходились в одном: Беларусь циклон пережила. Жизнь в стране не остановилась, катастрофы не случилось. А от «Хавьера», несомненно, в нашей новейшей истории останутся скорее не последствия, которые удалось либо предупредить, либо быстро ликвидировать, а уроки, которые мы все должны из него извлечь.
Ликвидация последствий урагана изначально была на самом высоком контроле. Президент Беларуси Александр Лукашенко, уезжая в командировку, дал соответствующее распоряжение всем органам государственной власти оперативно в течение светового дня провести работы по расчистке дорог, подъездов ко всем общественным учреждениям, а также дворовых территорий жилых домов, восстановлению инфраструктуры. Вице-премьер Анатолий Калинин озвучил также обращение главы государства к гражданам с просьбой принять активное участие в расчистке дворовых и прилегающих территорий, отметив при этом, что сложившаяся ситуация постоянно контролируется Президентом и правительством.
В воскресенье, уже подводя первые итоги борьбы с последствиями урагана, Анатолий Калинин констатировал: все государственные службы (облисполкомы, Мингорисполком, МЧС, ЖКХ, Минтранс, МВД, ГАИ, Минобороны и другие) под руководством созданных штабов в правительстве и на местах работали слаженно и ответственно, с пониманием сложившейся ситуации. Жизненно важные объекты в целом обеспечивались своевременно, без перебоев. В обесточенных ураганом населенных пунктах и объектах подача электроэнергии была восстановлена в течение суток.
Было сказано и о первых уроках, преподнесенных “Хавьером”. Не на должном уровне было организовано обслуживание пассажиров задержавшихся рейсов в Национальном аэропорту Минск. Не оперативно осуществлялась доставка топлива автомобилистам, оказавшимся в плену снежной стихии. Не везде обеспечивался подвоз горячего питания. “И самое главное, что, получив информацию о штормовом предупреждении, автомобилисты проигнорировали это и отправились в дорогу, нарушали скоростной режим”, — отметил вице-премьер.
Беременных несли на руках
Действительно, нежелание прислушиваться к предупреждениям служб о грозящей опасности способствовало тому, что многие автолюбители попали буквально в безвыходную ситуацию. “То, что люди к нам не прислушались, во многом осложнило ликвидацию последствий опасного природного явления, — помощник начальника Минского городского управления МЧС Виталий Дембовский говорит об этом со знанием дела. — Ведь наша служба неоднократно, за сутки до метели, предупреждала о том, что трассы будут заметены снегом. Но по факту в период снегопада стали происходить дорожно-транспортные происшествия, из-за которых было перекрыто движение, образовались заторы, которые, в свою очередь, мешали уборке снега. А ведь многие поездки можно было отложить. В пятницу в службу поступило около четырех тысяч звонков (в обычный день чуть больше тысячи). Всего было спасено в стране около тысячи человек”.
О хорошем взаимодействии служб говорят те факты, что спасатели мгновенно реагировали на просьбы медучреждений, медиков вызволить попавшие в снеговой плен машины, отвозили людей, к которым врачам “скорой” было сложно подъехать. Так, например, двух беременных женщин из столичного микрорайона Сокол на руках переносили из машины в машину, пока не доставили в больницу, буквально откопали из снега 12-летнего мальчика. Всего в стране подразделениями МЧС 211 раз оказывалась помощь в извлечении из снежных заносов 363 транспортных средств (легковые и грузовые автомобили, рейсовые автобусы, автомобили скорой медицинской помощи), в которых находились 1172 человека, из них 260 детей.
Проверка на прочность и человечность
Во время урагана было затруднено движение на 30 участках автомобильных дорог. Особенно сложная ситуация была на трассах Могилевского и, частично, Гомельского направления. Стояли машины на дорогах Крупского, Дзержинского, Слуцкого и Борисовского районов, с перебоями осуществлялось движение в направлении Гродно. “Тяжелая авария произошла на трассе М1. Там “жигули” попали под грузовик, в результате чего погибли два человека, — рассказал инспектор ГАИ МВД Беларуси Александр Бруй. — Водителям, которых снегопад заставал далеко от населенного пункта, приходилось ночевать в машинах. Многие были вынуждены бросать транспортные средства, которые заметало снегом. Люди помогали друг другу. К примеру, когда мы взялись помочь водителю, застрявшему на Дзержинской трассе, впереди нас шел джип с высокой посадкой и прокладывал для нас колею, потому что дорогу заметало мгновенно. Серьезные заторы на дорогах создавали тяжелые грузовые машины, помочь которым могла только более мощная специальная техника. Тем не менее с ситуацией удалось справиться. Считаю, что все службы хорошо сработали, на твердую четверку”.
Впрочем, как отметил Александр Бруй, не все в тот день прониклись духом взаимовыручки: “Когда я в одиннадцать вечера сам добирался со службы домой, таксист предложил за пять километров заплатить 300 тысяч рублей. Пришлось добираться пешком”.
От Дзержинска до Минска ехали целую ночь
В самый эпицентр “Хавьера” попали и сотрудники “НГ”. Вот что рассказывает редактор отдела перспективного развития Регина НОВИК:
— В пятницу заканчивалась наша командировка в Брестскую область. Утром наша “мазда” еле выехала из города. Добирались до Барановичей часа три: в снежной пелене видимость снижалась до десяти метров, было скользко, а местами дорога сливалась в сплошную белую полосу. Но самое сложное испытание ждало нашу команду на домашнем отрезке пути — от Барановичей до Минска. Через некоторое время трасса оказалась перекрыта. Гаишники предложили объезд на Узду. Не доехали: дорогу перегородил потерпевший аварию лесовоз. Вовремя успели развернуться. На обратном пути занесло в сугроб. Откопались и с помощью местных жителей вытолкали машину из снега. Снова на трассу. Проезд открыт. Заносит, ветер будто с цепи сорвался. Метет и метет. Ехать страшно даже пассажирам. А каково тем, кто за рулем?! Тяжелее всего пришлось нашему рулевому, фотокорреспонденту Александру Шаблюку, который до рези в глазах часами вглядывался во впереди идущий транспорт. Еле ползем вперед, пытаясь нащупать колесами невидимую колею.
За Дзержинском опять попали в пробку. Надеялись, что ненадолго. Но оказалось, что на всю ночь. С 18 часов в окружении таких же бедолаг мы коротали время на трассе. Недвижимая колонна растянулась на десятки километров. К счастью, у нас были продукты и вода. Всем, кто находился недалеко от нас, добрые люди в форме предлагали горячий чай. Боялись, что не хватит бензина, поэтому грелись с перерывами. Паники вокруг не было заметно, хотя эмоции порой зашкаливали, особенно когда по встречной полосе на Минск стал двигаться транспорт. Размяться практически невозможно, ветер на улице пробирал до костей. До полуночи никаких известий об обстановке на трассе не было. Только после часа ночи по радио стали передавать информацию, но разобраться, что к чему, из-за плохой слышимости, мы не смогли. Водители выходили из машин, ободряли друг друга, передавали последние слухи. Тем временем спасатели освобождали путь для грейдера. С трудом, но трассу чистили. Часа в три началось движение. Наши четыре ряда в час по чайной ложке перестраивались то в два, то в один: со всех сторон неподвижно застыли грузовые и легковые автомашины. Слава богу, в пятом часу утра мы въехали в столицу.
Операция “Ликвидация”
Вместе со спасателями и ГАИ без сна и отдыха работали дорожники, коммунальники и энергетики. В пиковые часы дороги расчищали около 1200 единиц спецтехники. Помимо машин из собственного автопарка дорожники привлекли технику сторонних, чаще всего строительных, организаций.
— Только за выходные для обработки дорожного покрытия было использовано около 20 тысяч тонн противогололедных материалов, — рассказали в пресс-службе “Белавтодора”. — К счастью, их запасы достаточно велики: при необходимости противогололедных средств хватит еще на месяц.
В столице на ликвидацию последствий снегопада вышли около 20 тысяч человек и около тысячи машин спецтехники. На оперативном совещании в мэрии председатель Мингорисполкома Николай Ладутько отметил, что городские коммунальные службы работают в усиленном режиме, однако для того чтобы ликвидировать все последствия циклона, нужна помощь самих горожан. Сегодня в городе пройдет масштабный субботник по уборке снега. Все желающие могут принять в нем участие: ЖЭСы города выдадут необходимый инвентарь.
Энергетикам также пришлось экстренно ликвидировать последствия “Хавьера”. В пятницу “Бел-энерго” зафиксировало максимальное количество отключений: к вечеру без электричества остались 1728 трансформаторных подстанций, 558 населенных пунктов и 71 ферма. И хотя снежные заносы и заторы на дорогах мешали спецтехнике проехать к местам повреждений, уже к утру субботы в половине отключенных населенных пунктов снова загорелся свет. К вечеру этого же дня электроснабжение было нарушено только в нескольких единичных пунктах, но и там его восстановили быстро — к ночи воскресенья.
Вода уходит постепенно
Жителям Гомельской области, где в этом году и без того начались ранние паводки, “Хавьер” доставил немало тревог. Ряд районов залило проливными дождями, многие другие накрыла стихия снежная. В любом случае можно было бы ожидать обострения паводковой ситуации. Однако местные структуры МЧС уверенно заявляют: наступления воды опасаться не стоит.
Например, в Житкович-ском районе, где в этом году было отмечено первое подтопление, — в деревне Переровский Млынок — только за один день (пятницу) выпал 31 миллиметр осадков в виде снега. Цифра немалая и даже, на первый взгляд, угрожающая. Однако уровень воды в проблемных реках Припяти и Случи не поднимается. Наоборот, он имеет устойчивую тенденцию к спаду. Только за последние дни вода в Припяти опустилась с отметки 519 до 502 сантиметров. Случь также “понизилась” на 13 сантиметров.
— Лед на этих реках тронулся, и обильные осадки никак не могут повлиять на паводковую ситуацию в целом, даже если сейчас установится очень теплая погода, — рассказал начальник Житковичского отдела по чрезвычайным ситуациям Андрей Туровец. — Все дороги у нас расчищены, ДТП, заторов на дорогах, перебоев с электроэнергией даже в самый пик разгула стихии у нас не было.
Мороз и солнце
А в Витебской области после пронесшегося урагана к концу недели ждут еще один природный сюрприз: столбик термометра местами может опуститься до минус 20 градусов.
— Март на Витебщине — зимний месяц, минус три с половиной считается нормой, метеорологическая весна наступает у нас 29 марта, — ведущий инженер-синоптик Витебского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Людмила Бороденок не видит в грядущем похолодании ничего удивительного.
— Никаких специальных мероприятий не планируем, все котельные работают в штатном режиме, с запасом обеспечены топливом, технологическое оборудование готово к несению нагрузок в условиях низких температур, — говорит первый заместитель начальника областного управления ЖКХ Дмитрий Герасимов.
Климатическая аномалия?
Такого снежного циклона синоптики не припомнят за более чем 30 последних лет, рассказала главный синоптик Республиканского гидрометеоцентра Людмила Паращук.
Связан ли шторм, который довелось пережить белорусам в пятницу, с глобальными изменениями климата? На этот вопрос мы попросили ответить главного научного сотрудника Института природопользования Национальной академии наук, академика Владимира Логинова:
— Нельзя однозначно связать последствия антициклона “Хавьер” с глобальными изменениями климата, — объясняет ученый. — Мы выполнили анализ изменений опасных метеорологических явлений с 1975 года. Он показал, что повторяемость ливневых дождей, шквалов, засух и заморозков в последние годы увеличилась. В то же время количество других опасных явлений даже уменьшилось, например число дней с градом, туманом, изморозью и метелями.
Во время потепления климата увеличивается скорость испарения влаги и ее количество в атмосфере. При ее конденсации действительно должно выпадать больше осадков. Это мы и видим в последние десятилетия в Беларуси, когда увеличивается повторяемость ливневых осадков летом и зимой. Физически эти экстремальные выпадения осадков можно связать с изменением климата. Увеличилось также число шквалов и ураганов. Это объясняется тем, что при конденсации влаги в атмосфере выделяется много тепла и ветер разгоняется до ураганной силы — до 20—25 метров в секунду. Такова природа тропических ураганов, по той же причине больше стало шквалов и ураганов и на нашей территории.
А в ночь на понедельник в Беларуси очевидцы заметили еще одну аномалию — полярное сияние. Это удивительное явление можно было увидеть в Бресте, Гродно и Минской области, в интернете даже выложены фото. Впрочем, специалисты даже в этом ничего удивительного не видят: как рассказал инженер астрономической лаборатории Обсерватории физического факультета БГУ Виктор Горенко, полярное сияние в Беларуси можно наблюдать 2—3 раза в год, обычно оно чуть розоватое и еле заметно. Происходит это при повышенной солнечной активности. Как раз в воскресенье, как сообщили корреспонденту “НГ” в Центре геофизического мониторинга НАН Беларуси, началась солнечная буря.