Фото из архива «СБ»
Элемент нового экономического уклада
Технологии искусственного интеллекта стремительно развиваются во всем мире. Для Беларуси ИИ — область стратегической важности, высказывает мнение наш собеседник:— Он замыкает собой технологический пакет нового экономического уклада и является ключевой технологией для становления новой цифровой экономики страны. Уже сейчас искусственный интеллект затрагивает практически все отрасли жизнедеятельности человека. Широкое распространение технологии ИИ получили в промышленности, в медицине и здравоохранении, в системах онлайн-продаж товаров и услуг, в игровой индустрии. Большие перспективы — в сфере информационной безопасности и многих других областях.
Сергей Абламейко отмечает: согласно международным данным мировые расходы на ИИ в ближайшие годы вырастут с 50,1 миллиарда долларов в 2020-м до более чем 110 миллиардов долларов в 2024 году. Европейские расходы на системы искусственного интеллекта в 2025-м превысят 50 миллиардов долларов. При этом среднегодовой рост в период с 2021 по 2025 год составит 26,7 процента. Расходы на системы ИИ, по мнению ученого, будут возрастать по мере того, как организации внедряют ИИ в рамках своей цифровой трансформации, чтобы сохранить конкурентоспособность в условиях цифровой экономики. Внедрение этих технологий обеспечит к 2025 году удвоение темпов роста ВВП ведущих стран и увеличение мирового ВВП на 15 триллионов долларов.
В нашей стране развитие технологий и систем искусственного интеллекта находится в списке приоритетных направлений.
— По мнению ряда исследователей, несколько лет назад Беларусь оценивалась как «европейская столица искусственного интеллекта», — говорит эксперт. — В начале 1990-х у нас начали модернизировать и совершенствовать науку и образование исходя из потребностей страны. Были перестроены направления научных исследований, в большом количестве стали создаваться программистские компании, преобразовали свою деятельность отраслевые исследовательские центры. В 2005-м учрежден Парк высоких технологий, который успешно развивается около 20 лет. Многие исследовательские центры и IТ-компании работают над созданием интеллектуальных информационных систем широкого спектра приложений.
Умная машина — практике
Системы искусственного интеллекта работают с данными разного типа. И самые сложные вопросы возникают при работе с информацией реального мира, с необходимостью ее обрабатывать, распознавать, моделировать, конструировать, говорит Сергей Абламейко. Этим занимаются такие дисциплины, как компьютерное зрение и моделирование. И в этих важных направлениях работают члены авторского коллектива. Ученые БГУ разработали десятки программ, которые получили практическое применение в машиностроении, нефтехимическом комплексе, горнодобывающей, космической отрасли, транспорте, строительстве, IТ-секторе, здравоохранении, образовании.Внедрение этих разработок позволило существенно повысить уровень автоматизации производственных процессов на предприятиях реального сектора экономики, что улучшило качество продукции, увеличило объемы выпуска и снижение ее себестоимости; позволило повысить уровень информатизации организаций здравоохранения страны, качество диагностики и планирования лечения больных и многое другое.
Например, система обработки медицинских изображений Bioscan, созданная совместно с учеными БГМУ, позволяет выявлять некоторые виды рака. Если быть точнее, помогает в постановке и верификации диагноза врачу-цитологу. Искусственный интеллект сегодня вполне успешно обрабатывает снимки земной поверхности, полученные с космических аппаратов. Он способен также обнаруживать и отслеживать объекты на видео. Речь не только о людях, например, совершивших противоправные действия, но и об обнаружении стихийных бедствий.
Впрочем, искусственный интеллект в авторстве ученых БГУ не только прогнозирует, но и моделирует. Под руководством профессора механико-математического факультета БГУ Михаила Журавкова создано множество комплексов моделирования различных ситуаций и процессов, которые широко используются на предприятиях горнодобывающей отрасли.
— Например, система регионального геомеханического мониторинга представляет собой цифровой двойник этих процессов для горнодобывающего предприятия, — поясняет Сергей Абламейко. — Программно-технические комплексы широко используются, например, в ОАО «Беларуськалий, ОАО «Белгорхимпром», ИООО «Славкалий» и других. Здесь есть шахты, промплощадки, но только виртуальные, которые помогают моделировать процессы горных работ. Программа, анализируя ситуацию, выдает практические рекомендации и решения.
Для ОАО «Беларуськалий» разработан общий проект системы регионального геомеханического мониторинга, которая, по сути, представляет собой цифровой двойник геомеханических процессов для горнодобывающего предприятия.
Также разработки БГУ помогли рассчитать деформации и сдвижения земной поверхности для условий Старобинского месторождения калийных солей. А для ОАО «Гомсельмаш» ИИ помогает рассчитывать и анализировать состояние и поврежденности узлов, элементов и конструкций.
Методика моделирования, предложенная учеными БГУ, помогает еще в целом ряде направлений. В их числе — сфера биомеханики и моделирование как отдельных органов, так и систем органов человека, а также их поведения в различных условиях.
Беларусь за 30 лет самостоятельного развития превратилась, по мнению ряда исследователей, в «европейскую столицу искусственного интеллекта»
Работали и работаем
Белорусы, отмечает собеседник, всегда были в области ИИ впереди. Например, более 20 лет назад в Объединенном институте проблем информатики НАН Беларуси под руководством профессора Бориса Лобанова разработали программу клонирования голоса человека. Курс на новации есть и сегодня. И, без сомнения, на этом работа ученых БГУ в области искусственного интеллекта не заканчивается.Сергей Абламейко рассказывает, что сегодня они успешно трудятся по всем названным направлениям. Более того, полученные результаты ученых авторского коллектива широко признаны международным сообществом. Это подтверждено большим количеством публикаций в самых престижных журналах, многочисленными наградами и званиями.
— В последнее время мы плотно работаем с Китаем, — рассказал он. — В частности, в области дистанционного зондирования Земли. Идет также взаимодействие по медицинскому направлению — в области анализа движения биологических клеток. Прежде мы обучали ИИ работе со статическими изображениям, сейчас пошли дальше — обрабатываем видео.
В целом, по словам Сергея Абламейко, тему ИИ исчерпать невозможно. Всегда будет то, что можно улучшить и усовершенствовать. Например, область распознавания изображений.
— Если мы выдадим распознавание на уровне, например, 92 процентов — это очень мало, — убежден он. — Ведь всегда остается целых 8 процентов на ошибку. Ладно если компьютерная программа распознает, скажем, котиков и собачек. А если мы говорим о системе видеонаблюдения в метро, с помощью которой будем выявлять преступников? Сколько ложных данных выдаст программа. Процент распознавания должен составлять 98—99 процентов. Тогда и результат будет.
А еще ученый напоминает: да, с более активным внедрением ИИ будут профессии, которые станут неактуальными. Но, во-первых, это скорее всего скучный и монотонный труд, требующий изучения большого объема материалов, во-вторых, обязательно появятся и появляются связанные с ИИ новые профессии. Потому что за самыми масштабными и амбициозными действиями искусственного интеллекта так или иначе стоит человек.
arteaga@sb.by