Главные акценты по итогам совещания у Президента по вопросам гражданского общества и партийного строительства

Гражданскому обществу необходимо соотносить свои действия с государственной политикой

Во Дворце Независимости во вторник обсуждали два законопроекта: «О гражданском обществе» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений». Значимость этих документов сложно переоценить. От того, как они будут работать, во многом зависит устойчивость и жизнеспособность всей политической системы страны. Поэтому спешка здесь, равно как и слепое следование «модным» трендам, может дорого обойтись. Неспроста Александр ­Лукашенко с первых же минут ориентирует участников обсуждения — при формировании направлений партийного строительства и гражданского общества надо исходить из наших реалий:


— Фактически у нас сложилось гражданское общество. Я всегда говорил, что опорой нашего гражданского общества являются молодежная организация в лице БРСМ, у нас есть профсоюзы мощнейшие, ветеранская, женская организации и так далее. Что касается партий, они сегодня вырисовались на горизонте. Надо исходить из реалий сегодняшнего дня. Процесс будет развиваться, мы также будем совершенствовать партийное строительство и свое гражданское общество. То есть строго приземлиться и не отрываться от земли. Это для нас сегодня самое главное, чтобы не уйти в сторону и не натворить ошибок.

Обещали — надо выполнять

По большому счету, это совещание стало продолжением объективного конституционного процесса. И Глава государства чуть позже об этом скажет подробнее, напомнив о своем ранее данном поручении создать правовые основы для партийного строительства и развития гражданского общества. Но сначала Александр ­Лукашенко предупредил всех участников мероприятия о том, что по этому вопросу надо быть готовыми к жесткой критике не только со стороны оппонентов власти, но и ее сторонников:

— Наши сторонники нас будут критиковать за то (и справедливо), что мы не вовремя проводим эти мероприятия и разворачиваем в стране процессы партийного строительства. И, как результат, создания партий. Не вовремя. Ситуация в мире крайне напряженная. Тем более этот мир вокруг нас с напряжением. И в такие времена любое государство начинает мобилизовываться и концентрироваться вокруг одной-двух фигур и так далее. У нас это ­Президент (по Конституции), никуда от этого не денешься. А мы вот тут начали партийное строительство разворачивать, появятся новые партии. Естественно, что будут создаваться новые центры силы. Естественно, что будет структурироваться общество. Вокруг этих партий будут мобилизовываться люди. То есть когда надо объединяться, мы вроде начинаем процесс какого-то разъединения. 

С другой же стороны, в случае принятия законопроектов будет критика по поводу недостаточной демократичности, за то, что создается некая своя особая политическая система общества. Будут критиковать за недостаточный радикализм.

Вместе с тем Александр ­Лукашенко напомнил, что еще до принятия Основного Закона власть говорила о намерении работать в данном направлении:
— Я исхожу из того: мы обещали, в свое время до принятия Конституции, и в Конституции отразили это. Мы обещали нашему обществу, что эти вопросы будем решать. Обещали — надо выполнять.
Вроде и Конституцию принимали не вовремя. Нас критиковали за это наши сторонники, что надо от этого отказаться, люди не готовы. А оказалось, что люди не глупее, а умнее нас. Конституцию поддержали, мы приняли, процесс конституционной реформы укрепил наше общество, а не разобщил. Поэтому, если обещали, надо делать. Думаю, несмотря на сложности и внутреннего характера (не надо упрощаться), и внешнего, мы спокойно пройдем этот этап.

Не отрываться от земли

Вместе с тем ­Президент обратил внимание, что при обсуждении новаций и принятии окончательных решений очень важно исходить из наших реалий:

— Не надо ничего выдумывать, не надо далеко забегать вперед. Потому что не знаем, что будет завтра, не знаем, какой будет мир. Фактически у нас сложилось гражданское общество. Я всегда говорил, что опорой нашего гражданского общества являются молодежная организация в лице БРСМ, у нас есть профсоюзы мощнейшие, ветеранская, женская организации и так далее. Что касается партий, они сегодня вырисовались на горизонте. Мы видим их будущее. Поэтому тут тоже мудрить ничего не надо при регистрации. Надо исходить из реалий сегодняшнего дня. Процесс будет развиваться, мы также будем совершенствовать партийное строительство и свое гражданское общество. То есть строго приземлиться и не отрываться от земли. Это для нас сегодня самое главное, чтобы не уйти в сторону и не натворить ошибок. По сути, начинается новый этап обустройства общественного сектора.

Александр ­Лукашенко напомнил, что когда в постсоветских республиках с легкостью отказывались от опыта СССР и шли на социальные и политические эксперименты, в Беларуси не спешили что-то быстро ломать, подходили ко всем вопросам вдумчиво и не торопясь:

— Время показало, что правильно делали. Нам удалось сохранить и профсоюзы, коммунистическую партию, против которой воевали все, и прежде всего в Российской Федерации. Но я-то видел, что эта война против компартии в России была в основном основана на личностных предпочтениях первого президента России. Мы были в добрых отношениях, и я полностью владел ситуацией. Понимал, что нам этим путем идти не надо. И как показала жизнь, у нас компартия никогда не была врагом и противником тех процессов, которые мы проводим в Беларуси. 
Мы воссоздали ведущую молодежную организацию — теперь это БРСМ, пионерию, Белорусский союз женщин, объединение ветеранов и так далее. Еще раз повторю: это надежные опоры нашего государства, тот капитал, который достался нам от Советского Союза. Мы его рачительно сохранили и приумножили.

Конструктивные отношения с властью

Президент констатировал, что время идет и в современной Беларуси в отличие от БССР складывается уже не однопартийная, а более сложная конфигурация взаимодействия государства и гражданского общества:

— Появляются новые организации, стремящиеся к решению общественно значимых задач. И это хорошо, потому что вызовам в современной жизни надо противостоять вместе.

Однако, заметил Александр ­Лукашенко, при регистрации и особенно деятельности партий будут предъявляться требования. Поясняя, как определить, правильно действуют партии или нет, он обратил внимание:
— У нас прекрасная есть организация — Всебелорусское народное собрание. Там будут представлены и политические партии, и гражданское общество. ВНС определит контуры нашего будущего, ту колею, по которой будет двигаться государство. Присутствовать будут все. И будьте добры все вот этого курса, который будет там определен, придерживаться. 
Ушли влево, вправо — партия или общественное движение должно быть ликвидировано. Только так мы можем удержать страну в какой-то колее, в каких-то рамках. Это как предложение в законопроект. Мы с вами это обсудим, и, если это приемлемо, это будет хорошая дорожная карта для, допустим, министра юстиции.

В противном случае, убежден белорусский лидер, «одни будут тянуть на запад, другие — на восток, третьи — на юг или на север». Отсюда и такие размышления:

— Мы будем телепаться, относительно небольшая страна с небольшим населением, и не будем знать, куда нам идти. И вообще можем пойти в обратную сторону. Поэтому генеральная линия. Да, не одна партия, несколько, но придерживайтесь вот этого курса. Вы можете более либеральными быть, а вы более консервативными, пожалуйста, но курс должен быть определен. Это просто мои размышления. А вы посмотрите.

Одновременно есть и другая сторона вопроса. Так, ­Президент обратил внимание участников совещания, что находятся и те, кто под видом социальных, благотворительных, культурных проектов пытается вовлечь белорусов в продвижение интересов других государств:

— Мы это видели в 2020 году. Таких людей и организации мы видим отчетливо и понимаем их цели. В этом вопросе недопустимы двоякие толкования либо лазейки для тех, кто по-прежнему спит и видит, как внедриться в гражданское общество и расшатать страну изнутри. Как раз этот вопрос и будет решен глобальным курсом, который будет одобрен Всебелорусским народным собранием.

Александр ­Лукашенко подчеркнул, что ВНС — это и органы власти, и ­Президент, и общественные организации, и партии. Отметил и такой принципиальный момент:

— Основным условием регистрации и деятельности общественных объединений, политических партий должны стать их конструктивные партнерские отношения с властью.

Глава государства обращает особое внимание на формулировку — именно с властью, а не с государством:
— Давайте договоримся, что все мы — внутри государства, и партии тоже. А вот выстраивать отношения эти партии и общественные организации внутри государства должны с властью, между собой и прочее… В данном вопросе важен четкий подход: гражданскому обществу необходимо соотносить свои действия с государственной политикой (вот и соотношение — в рамках принятого ВНС решения).
Поэтому, убежден белорусский лидер, следует внедрять различные формы взаимодействия государственных и общественных структур. По его словам, высшей формой сотрудничества станет Всебелорусское народное собрание.

Февраль 2021-го. Шестое Всебелорусское народное собрание.

Срез всего общества

Александр Лукашенко считает: при принятии обновленной Конституции зря не рискнули установить порядок, при котором органы власти, и особенно ­Президент, избирались бы на Всебелорусском народном собрании.

— Я все больше прихожу к тому, от чего отошел в момент принятия Конституции. Я изучал систему партийного строительства и выборных органов по всему миру. Мы зря не рискнули предложить людям избирать органы власти, особенно ­Президента, на Всебелорусском народном собрании, — отметил Глава государства.

По его словам, президентские выборы в той или иной степени раскачивают ситуацию и в ряде стран существует другая система. Например, в Китае, где руководитель страны избирается на Всекитайском собрании народных представителей. Все-таки политика, партийная деятельность и прочее — тоже профессиональная работа, добавил ­Президент. Всебелорусское народное собрание как раз и состоит из мастеров, являет собой срез общества, в то время как далеко не все из миллионов избирателей действительно погружены в политические процессы.

— И вот весь срез общества профессиональный, политический был бы на Всебелорусском народном собрании. Избрали ­Президента. Полномочиями любыми можем наделить. Что, сегодня избираемый Си Цзиньпин на ВСНП не имеет полномочий? Да больше, чем я и Путин, вместе взятые. Поэтому вот это мы где-то проявили слабость (что не предложили такую норму в Конституцию. — Прим. ред.), — сказал Александр ­Лукашенко.

Он пояснил, что, с одной стороны, не пошел на такой шаг, чтобы не отбирать право выбора у народа:

— Сегодня чувствую, что мы зря не шли от этой жизни. Пережили бы это. Но мы спокойно бы работали. А Парламент избирали бы по округам, как и избирали. Но мы это уже упустили. Это не катастрофа. Будет необходимость — мы к этому вернемся. Но не сейчас, и, может быть, не нам к этому возвращаться.

С другой стороны, поделился размышлениями Глава государства, его могли начать обвинять, что он боится народа и держится за кресло:
— Никогда у меня не было такой цели. Нет и никогда не будет. Я уже «наелся» президентства. Не главная у меня задача сохранить власть, как они говорят. Совсем нет такой проблемы. Больше это вас должно волновать.

Модель для подражания

И в вопросах деятельности политических партий нужно руководствоваться реалиями, уверен Александр ­Лукашенко:

— Мы не знаем, что будет не только послезавтра, — мы не знаем, что будет завтра. Мир меняется. Поэтому будем идти аккуратно, осторожно. Нас в спину никто не толкает, никто не гонит. Мы делаем все для своей страны. Начнем, допустим, с малого, среднего и будем спокойно совершенствоваться до неких Господом Богом придуманных демократических основ. Господом, а не американцами.

Президент констатировал, что в Беларуси сложилась собственная система государственного устройства, доказавшая жизнеспособность в условиях внешнего и внутреннего давления:
— Поэтому хороша та модель, которая обеспечивает гражданам страны достаток, мир и развитие. Сейчас это актуально. Причем мир и развитие именно здесь и сейчас. Люди хотят кроме завтра жить прямо сейчас.
Глава государства убежден, что включение партий в процесс принятия решений оправдано, если они поспособствуют сохранению устойчивости и развитию политической системы:

— Если мы обозначаем курс и вот эту колею (утвержденную на ВНС. — Прим. ред.), в этом будет вся устойчивость. Начал агитировать за 39‑й год и границу под Минском в интересах кого-то: привет, до свидания, партия ликвидируется.

Александр ­Лукашенко подчеркнул: партия — это власть, и она влечет к себе как идеалистов, так и авантюристов. Поэтому Президент ранее и не активизировал партийное строительство, хотя многие подталкивали:

— Я всегда боялся, что появятся партии, начнут формироваться у них общественные движения, силы, партийные направления, и они начнут «грызть» друг друга. Это же немедленно будет перенесено в общество. Я это проходил в Парламенте, первом Верховном Совете независимой Беларуси. Я видел, как там все это было организовано, и как отдельные группы, группировки накатывали друг на друга, и мгновенно переносилось все в общество. Общество начинает будоражить. Поэтому подходить к данному вопросу надо взвешенно, стимулируя полезную государству деятельность партий и выстраивая жесткий заслон тем из них, которые будут нацелены на вредительство. Благо мы уже всех знаем, даже поименно. 
Цель обновленного закона — сформировать крепкие партии, не имеющие разногласий по основополагающим принципам развития страны, способные предложить перспективные проекты социально-экономического развития, а главное — принять активное участие в их реализации.
Август 2022-го. Участники Форума патриотических сил.

«Путь критики и самокритики»

Глава Администрации ­Президента Игорь Сергеенко представил на совещании законопроект «О гражданском обществе». Он обратил внимание, что гражданское общество в любой стране создается постепенно, формируясь естественным образом. В интересах государственного строительства особенно важно, чтобы оно развивалось в соответствии с историческими политическими традициями.

— Мы опираемся на древнейшую традицию белорусского народовластия. Сегодня речь идет о конструктивной деятельности субъектов (или институтов) гражданского общества и активных граждан во благо Беларуси. Поэтому необходимо, работая на упреждение, выявлять и пресекать попытки использовать современное белорусское гражданское общество в разрушительных целях, — подчеркнул Глава Администрации.


Он обозначил, что с 2020 года общественное поле страны существенно оздоровилось. В частности, прекращена деятельность 373 деструктивных и иных сомнительных объединений, 44 учреждений, а также так называемых независимых профсоюзов. Во взаимодействии с прокуратурой, Верховным Судом приняты законные решения, и ситуация коренным образом поменялась. Работа продолжается на постоянной основе, акцентирует Игорь Сергеенко:
— Власть должна видеть активность людей, выстраивать с ними соответствующую работу, чтобы иметь опору в виде социально ответственного гражданского общества. Именно для закрепления сложившихся на практике форм взаимодействия и нужен соответствующий закон.
По словам Главы Администрации ­Президента, в стране выстроена работа с общественным сектором: профсоюзы занимаются охраной труда и привлекаются к контролю за ценообразованием, представители общественности включаются в работу консультативных советов при госорганах, специализированные общественные структуры оказывают социальные услуги. Вместе с тем потенциал общественного сектора используется не в полной мере.

— Так, на защиту животных в Беловежской пуще из-за строительства Польшей «железного занавеса» первой встала «Белая Русь». В то же время работа экологических организаций, которых насчитывается около 20, не была заметна, — привел пример Игорь Сергеенко.

Против строительства Польшей «железного занавеса» в Беловежской пуще первой встала «Белая Русь». В то же время работа экологических организаций, которых насчитывается около 20, не была заметна.

Уже позже в беседе с журналистами он обратит внимание на важный момент — как разрабатывались два важнейших законопроекта, которые обсуждали на совещании:
— Самое главное, что в разработке законопроектов мы шли от жизни, как и указывал Глава государства: исходить из того, что происходит и как развивается наше гражданское общество.
Сегодня, по его словам, уже можно видеть формы взаимодействия гражданского общества и власти. К ним относится работа различного рода консультативных советов при органах государственной власти, проведение всенародных обсуждений важнейших документов, диалоговые площадки.

На совещании детально обсудили представленные новации по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений. Глава государства в целом поддержал законопроекты, но поручил еще раз их обсудить с кругом экспертов, чтобы вновь «пройти путь критики и самокритики». Все предложения и замечания лягут на стол Президента.

Какие новации предлагается внести в законы по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений

♦ Возможность быть учредителями партии только гражданам Беларуси, постоянно проживающим на ее территории и достигшим 21‑летнего возраста;

♦ увеличение минимального порога численности для создания и деятельности политической партии с тысячи до 3 тысяч человек (впрочем, эти цифры пока еще обсуждаются, причем некоторые лидеры белорусских политических партий сами предлагают установить минимальную численность в 5 тысяч человек);

♦ создание политическими партиями организационных структур во всех областях и г. Минске и их численности не менее 100 человек в каждой из областей и г. Минске;

♦ создание политическими партиями районных и (или) городских организационных структур не менее чем в 1/3 районов и городов областного подчинения каждой из областей Беларуси и районных организационных структур не менее чем в 1/3 районов г. Минска;

♦ избрание руководящего органа партии не реже одного раза в пять лет;

♦ установление запрета создания и деятельности партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя или ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, или осуществлявших иную экстремистскую деятельность;

♦ запрет получения денежных средств и иного имущества из иностранных источников;

♦ исключение запрета финансирования партий за счет средств республиканского или местного бюджета;

♦ установление размера получаемых партией денежных средств и иного имущества от одной организации, гражданина, не превышающего одной тысячи базовых величин в год.

Относительно деятельности общественных объединений предусматривается обязанность для республиканских объединений иметь оргструктуры не менее чем в четырех областях, а для международных объединений — иметь оргструктуры не только за рубежом, но и в Беларуси.

Каким видится гражданское общество в Беларуси?

Подробности резонансного законопроекта Александру ­Лукашенко доложил Глава Администрации ­Президента Игорь Сергеенко


В законопроекте определяются понятия гражданского общества и его субъекта.

Под гражданским обществом предлагается понимать всех постоянно проживающих в Беларуси и входящих в различные негосударственные структуры, которые образуют систему самостоятельных общественных институтов и отношений.

Вместе с тем ­Президент предложил еще раз подумать над формулировками, чтобы «не отсекать людей» и «не включать исключительно кого-то».

К субъектам гражданского общества (или, как считают некоторые политологи, институтам) предлагается отнести любые объединения на основе членства вне зависимости от количественного, территориального или иных цензов, чья уставная деятельность направлена на решение задач государства и общества.

В документе также перечислены формы сотрудничества власти и субъектов гражданского общества: общественный контроль, реализация государственного заказа, участие в работе коллегиальных образований госорганов и другие.

Также разработчики постарались определить те структуры гражданского общества, которые будут участвовать в формировании и работе Всебелорусского народного собрания.

Делегатами Всебелорусского народного собрания по законопроекту смогут стать представители тех субъектов гражданского общества, которые зарегистрированы и имеют областную и минскую городскую структуры, являются республиканскими общественными объединениями с численностью не менее 100 тысяч граждан, объединяют не менее половины зарегистрированных в стране профессиональных союзов. Для таких институтов предусмотрены особые формы взаимодействия с государством. Они связаны с формированием, сбором предложений для обсуждения и участием в реализации решений ВНС.

По состоянию на август 2022 года этим критериям соответствовали Федерация профсоюзов Беларуси (более 4 млн человек), «Белая Русь» (свыше 188 тысяч человек), БРСМ (более 380 тысяч человек), Белорусский союз женщин (140 тысяч человек), объединение ветеранов (более 2 млн человек).

В представленном проекте политические партии не рассматриваются как специальный уполномоченный субъект гражданского общества, хоть и являются частью общественно-политической системы, — обратил внимание Игорь Сергеенко.

Полномочия относить субъекты гражданского общества к тем общественным структурам, которые имеют право на взаимодействие с государством в особых формах, в законопроекте возложены на Министерство юстиции.

ФАКТ

Сегодня белорусское общественное поле включает в себя 15 политических партий, около 3 тысяч общественных организаций, среди которых самые крупные — Федерация профсоюзов Беларуси, «Белая Русь», БРСМ, Белорусский союз женщин, Белорусское общественное объединение ветеранов.

АКЦЕНТ

Количество и качество

Отвечая на вопрос журналистов, какого эффекта разработчики законопроекта «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных организаций» ожидают от вступления документа в силу, Игорь Сергеенко подчеркнул:

— Полагаем, что ситуация изменится и в количественном, и в качественном плане. Самое главное, на что направлен (законопроект. — Прим. ред.), — совершенствование деятельности и качественную составляющую. Не партия просто так, бумажная партия, а за этим должны стоять конкретные люди, конкретная работа по привлечению тех или иных людей в ряды партии, выработка программы. Конечно же, изменения будут. 
Предварительный анализ показывает, что, наверное, партийное поле станет несколько уже. Но зато останутся те партии, которые что-то собой представляют, о которых знают наши граждане.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Хоменко, министр юстиции:


— В проекте закона (по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений. — Прим. ред.) предлагается декларировать ряд предложений, которые должны быть стратегическими в деятельности каждой партии. Это соблюдение основных принципов сохранения конституционного строя, недопущение никаких видов вражды — ни религиозной, ни национальной, ни любой другой. При этом разговор шел и о повышении статусности партий, их активности в жизни общества. Возможны самые различные новации: и активность в выборной кампании, и повышение возраста для учредителей. Отдельно остановились на финансировании. Причем сейчас предлагается разрешить финансирование из республиканского и местного бюджетов партий, участвующих в политической жизни государства. Но вместе с тем вводится ряд ограничений. Одно из них — наличие финансирования из иностранных источников. Это один из поводов для ликвидации партии. Партии в нашей стране должны служить для наших людей.

kononovich@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter