Здравоохранение – это такая система, которая оперативно «настраивает» свои возможности под насущные потребности пациентов, но не может управлять хаосом, считает первый заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь Роберт Часнойть
Я сторонник здоровой конкуренции. Именно поэтому считаю, что коммерческий медицинский центр сегодня не конкурент государственному медучреждению. Конечно, вопросов и нареканий в адрес последних масса: от очередей перед кабинетами и длинных списков с записью на серьезные диагностические исследования до «серых» бюджетных отношений (если быть откровенными) между врачами и пациентами, которые не всегда и не везде, но встречаются. Но лично у меня все вопросы отпали сами собой, когда в одном из частных медцентров за трехминутную беседу с дважды доктором наук и трижды дипломированным специалистом в области хирургии (о чем красноречиво свидетельствовали множество сертификатов, развешенных в кабинете на стене) о том, не опасен ли для здоровья такой-то прыщик на теле, мне выписали чек на 30 тысяч рублей. Кстати, диагноз так и остался неуточненным, а хирург посоветовал обратиться к его коллеге дерматологу. Понятно, что я не стала этого делать, а направилась прямиком в государственную клинику. Выждав очередь в три человека (кстати, у частника в тот день была приблизительно такая же), я получила гораздо больше пользы и медицинских рекомендаций. В этот день я свой выбор сделала. Но при этом не берусь утверждать, что такую же позицию занимают остальные миллионы белорусов, однако это тема другого разговора.
Сегодня меня интересует, что делает система национального здравоохранения для того, чтобы выбор был и у всех жителей страны: куда обратиться за медицинской помощью и какого качества она может быть? На вопросы отвечает первый заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь Роберт Часнойть:
— Конституция нашей страны гарантирует ее жителям бесплатную медицинскую помощь. Закон о здравоохранении уточняет, что таковой она является в государственных медучреждениях. К сожалению, ряд пережитков, сохранившихся с прежних времен, основной из которых — безадресность, делают бесплатную государственную медпомощь не всегда качественной. В том числе и поэтому система пошла по пути развития рынка платных медицинских услуг на базе государственных медицинских учреждений. В марте 2005 года в соответствии с поручением Президента Беларуси было принято решение о создании в каждой области отдельных хозрасчетных подразделений, унитарных предприятий на основе государственных медучреждений. Делалось это как раз для того, чтобы у пациента был выбор: получать ли дополнительные, расширенные медицинские услуги сверх той помощи, которую врачи оказывают для сохранения жизни и здоровья, или нет. Существует конкретный перечень платных медицинских услуг, но в настоящее время до конца он еще не уточнен. Так называемый пакет VIP-услуг, к которому и относятся дополнительные медицинские услуги, сегодня находится только на стадии формирования. Кстати, в настоящее время готовятся изменения в проект закона о здравоохранении, где дается более четкое определение таких понятий, как медицинская помощь, услуга, работник медицины, здравоохранение. Это позволит нам дифференцировать уровни оказания медицинской помощи и определить ее социально гарантированный пакет. В него войдет первичная медико-санитарная и скорая помощь, медицинская помощь матери и ребенку, национальные программы.
— Сегодня, согласитесь, государственные хозрасчетные медицинские предприятия в отличие от коммерческих структур не на слуху. Почему? Как они развиваются и какое вы им прочите будущее?
— Некоторые такие организации созданы и работают по году, по полгода, но есть еще много нерешенных вопросов, и прежде всего на законодательном уровне. Например, еще неясно, как же будет на таких предприятиях формироваться уставный капитал. Обсуждается вопрос, насколько приемлем для системы здравоохранения существующий закон о предприятиях. Неизвестно еще, какая для них будет избрана система налогообложения, до конца не определен и механизм ценообразования. Хозрасчетные структуры являются низкорентабельными отчасти потому, что не было опыта такой работы, а она как раз в самом начале неизменно сопряжена с трудностями. Мы их анализируем, ищем наиболее оптимальные формы работы. Сейчас идет определение тех услуг, которые наиболее рентабельны на нашем медицинском рынке. Сегодня мы точно знаем, что востребованы разнообразные ультразвуковые исследования, осмотры и помощь гинеколога, уролога, андролога, дерматолога. Несмотря на то что среди коммерческих структур подавляющее большинство занимается оказанием стоматологических услуг (50—60 процентов рынка платных услуг и среди предприятий коммерческих, и в хозрасчетных центрах), всю нишу полностью занять невозможно. Людей, нуждающихся в такой помощи, достаточно много, поэтому она рентабельна и, можно сказать, является основой, на которой базируется вся платная медицинская помощь.
Кроме того, чтобы придать платным государственным центрам популярность, их руководители должны предпринять грамотные маркетинговые и рекламные ходы. Частные структуры процесс становления уже прошли, сейчас работают на полную мощность. Хозрасчетные центры только-только начнут с ними конкурировать, поэтому понятно, что и у пациентов будет присутствовать недоверие к ним на начальном этапе.
— А может, стоило бы оказание платных услуг доверить частнику, сконцентрировавшись на придании государственной медпомощи адресного статуса?
— Отвечу так: нашей государственной медицине нужно несколько поменять финансовые потоки, придать адресный статус с точки зрения стоимости каждой манипуляции и процедуры. Комиссия Мин-здрава разрабатывает документы, определяющие нормирование труда, что придаст медпомощи конкретику, повысит ее качество и уровень оплаты труда врача. Учреждение здравоохранения, больница, поликлиника в таком случае смогли бы самостоятельно контролировать и распределять собственные средства. Такая система существовала с 1989-го по 1994 год, называлась новый хозяйственный механизм и, надо сказать, очень хорошо себя зарекомендовала.
— Сейчас, получается, вы ее реанимируете?
— Да, но только в определенной мере и применительно к современным условиям, и не в последнюю очередь потому, что, как ни парадоксально это звучит, бюджет здравоохранения в целом не сопряжен с объемом оказания медицинской помощи. Люди должны знать, что при планировании средств и объемов помощи медики сталкиваются, скажем так, с элементами хаоса, когда невозможно правильно распределить силы и средства. Например, сегодня поликлиники страны посетят 960 тысяч человек, завтра – 720, а численность врачей одна и та же. Как быть? От чего зависят эти факторы? Их ведь невозможно запланировать, как нельзя знать, сколько сегодня поступит пациентов с гипертоническим кризом, инфарктом миокарда. В любом случае мы примем всех. Есть ли еще хоть одна отрасль народного хозяйства, которая может так оперативно менять границы своего действия?
Что касается частных медцентров, то сегодня они в достатке представлены на отечественном рынке. Перечень услуг, которые они оказывают, охватывает основные виды помощи, не связанные с нарушением целостности кожных покровов и серьезными хирургическими вмешательствами. Здесь Минздрав идет по пути ограничения, делая исключения только для небольших хирургических вмешательств: офтальмологических операций и незначительных пластических. Это устраивает и коммерческие структуры, им самим невыгодно разворачивать серьезную хирургическую деятельность, так как это сопряжено с большими затратами и сложностями в организации: необходимо создать и содержать анестезиологическую и реанимационную службы, закупить соответствующее оборудование. Это значит, нужно выходить на более серьезный уровень, вплоть до создания клиники. А так они занимаются небольшой хирургией, уровня амбулаторного обслуживания государственной системы здравоохранения.
Тем не менее, несмотря на то что коммерческим структурам предоставлены все условия для ведения своей деятельности, круг пациентов, которые обращаются именно к ним, уже определился, и не превышает одного процента от всего населения страны. Это те люди, которые могут себе позволить согласиться со стоимостью оказываемых там услуг. То, что предложат государственные хозрасчетные предприятия, будет значительно шире по спектру и более доступным по цене.
— Вы хотите сказать, что именно в этом коммерческие структуры не смогут быть конкурентами государственному, хоть и платному, сектору экономики?
— Думаю, не смогут, хотя занятая ими ниша частично все же останется при них, но времена застоя частные медцентры переживают уже теперь.