![](https://www.sb.by/upload/iblock/27e/27ed5b27ae2d7af7cd82b5450b66c7a1.jpg)
«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект (начало в № 10, 20, 30, 35, 40, 45, 51, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 84, 89, 93, 98, 103, 109, 114, 118, 123, 127, 132, 137) с руководителем Аналитического центра ЕсооМ, членом общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований Аналитического центра ЕсооМ.
Промышленность. Транспортное машиностроение
За 1991—1995 годы в Беларуси производство промышленной продукции упало на 40,9 процента.
Александр Лукашенко тогда перевел ситуацию на ручное управление. Благодаря принятым системным мерам удалось не только восстановить работу заводов и фабрик, значительно нарастить их «советский» потенциал, но и создать новые производства и целые отрасли. 30 сентября 1994 года была принята Программа неотложных мер по выводу экономики республики из кризиса, благодаря жесткому исполнению которой удалось замедлить рост инфляции и потребительских цен. Мы осознанно отказались от политики шоковой терапии и перешли к созданию белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.
![](/upload/iblock/ee4/ee40c88af77abae1ffb57775649060ac.jpg)
![](/upload/iblock/867/86702ba31df5e113ce8f76efabd8e374.jpg)
Президент уделял пристальное внимание развитию и модернизации промышленного сектора. Мы учли мировой опыт и сделали выводы из неудач опыта советского. В Беларуси на практике использованы «условия А. Кацеленбогена» (разработчика общей теории экономического неравновесия с учетом военно-промышленного сектора и создателя теории неантагонистических игр): фактическое использование в гражданском секторе конверсионных возможностей ВПК. Стоит отметить и реализацию нами на практике многих идей лауреата Нобелевской премии по экономике «за анализ рынков с асимметричной информацией» Джозефа Стиглица.
В результате Беларусь первой в СНГ преодолела последствия кризиса, вызванного распадом СССР, заняла лидирующие позиции в темпах наращивания экономического потенциала и расширении экспортных возможностей.
![](/upload/iblock/c32/c32352e9c9bafaef98c955464304172f.jpg)
Сегодня наши промышленные предприятия производят всю транспортную линейку, что доступно мало кому в мире: велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили, автобусы, аэродромную и шахтную технику, троллейбусы, поезда и вагоны, грузовые автомобили, тракторы, машины специального и сельхозмашиностроения, дорожно-строительную технику и для лесопромышленного комплекса, гиганты в мире карьерных самосвалов — БЕЛАЗы.
![](/upload/iblock/908/908804bcd7c10a508decca1b4e9bbf17.jpg)
![](/upload/iblock/eeb/eeb02efb15cc54a7fbc50347f2515c5f.jpg)
![](/upload/iblock/5e6/5e6a762758d1519e0f424139bdb16782.jpg)
В Беларуси выпускают металлопродукцию, станки, микро- и оптоэлектронику, лазерную технику и электротехническую продукцию и многое другое. Многогранность и многовекторность придают определенную устойчивость промышленному комплексу, но и требуют виртуозного управления. Ориентация в кадровом, материально-техническом и научном обеспечении производств, взаимодействие промышленности с НАН Беларуси и вузовской наукой позволяют активно работать над решением инновационных задач, сохранением и развитием потенциала, расширением рынков сбыта белорусской продукции.
ОАО «БЕЛАЗ» выпускает самую широкую в мире линейку карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 450 тонн, удерживает треть мирового рынка. Причем карьерный самосвал БЕЛАЗ — один из брендов Беларуси — в начале 1990-х мы могли потерять. В то время еще главный инженер завода Павел Мариев (будущий генеральный директор и Герой Беларуси) с горечью рассказывал о том, что нет комплектующих, завод лихорадит и даже несколько заказанных машин не из чего собрать. При этом он уже тогда мечтал о самосвале-супергиганте, который был бы вдвое больше прототипа 280-тонного БЕЛАЗа-7550. И знал, как его построить.
![](/upload/iblock/979/979b9666df732294f05e1cf827e0651e.jpg)
Сегодня же БЕЛАЗ стабильно удерживает в классе грузоподъемности 130 тонн долю на мировом рынке выше 70 процентов, а в классе 220 тонн — выше 50 процентов. На экспорт идет около 95 процентов продукции предприятия. В январе 2014-го выпущенный БЕЛАЗ-75710 — полноприводный (восьмиколесный) двухосный карьерный самосвал с двумя дизельными двигателями, электрогенераторами и мотор-колесами грузоподъемностью 450 тонн — установил рекорд Гиннесса, провез груз в 503,5 тонны. Это результат совместной работы конструкторов завода и ученых НАН Беларуси, реализация мечты Павла Мариева. В модельной линейке БЕЛАЗа также есть роботизированные самосвалы, электросамосвалы, карьерная техника на газовом топливе, уникальная техника для горно-шахтных разработок. БЕЛАЗ следит за мировыми тенденциями и создает мировые тренды сам, поставляя технику в более чем 50 стран. Первая пятерка партнеров: Россия, Великобритания, Украина, Узбекистан и США.
![](/upload/iblock/052/0529d9da25b9888030f927f86b8c9775.jpg)
15 июля 2015 года БЕЛАЗ стал первым в машиностроительной отрасли страны, кто открыл двери промышленным туристам. На сегодняшний день в рамках проекта «БЕЛАЗ — бренд Беларуси» завод посетили более 117 000 человек из более чем 30 стран.
В феврале 2013 года в Беларуси был собран первый автомобиль — седан Geely SC7 на предприятии СЗАО «БЕЛДЖИ», которое наполовину принадлежит ОАО «БЕЛАЗ». Сейчас на новом автосборочном заводе собирается уже четыре современные модели. Geely стала одной из самых популярных марок в Беларуси, а Atlas — самым востребованным кроссовером. В Беларуси за 2019 год было продано 6894 автомобиля Geely — 10,7 процента от всего объема рынка.
![](/upload/iblock/b24/b246c072037d4142c92fbce8e5fb7b64.jpg)
В мае 2020 года в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» по технологии ученых из Сингапура создан первый в Беларуси беспилотный электрический автобус с запасом хода 180 км и максимальной скоростью 40 км/ч.
В Фаниполе под Минском находится предприятие швейцарского мирового гиганта — концерна Stadler, на котором в 2019 году произвели 280 вагонов. На «Штадлер-Минск» с 20 ноября 2014 года разрабатывают и собирают двухэтажные поезда KISS, одноэтажные поезда FLIRT, трамваи «Метелица» и поезда метро.
В десятку мировых производителей соответствующей техники входит еще один национальный бренд — Минский тракторный завод. Около 90 процентов тракторов МТЗ реализуется на экспорт в более чем 60 стран. Минский тракторный завод выпускает более 100 моделей тракторной техники и более 200 модификаций на их основе для разных климатических и эксплуатационных условий. Кроме того, почти 40 моделей альтернативной техники находятся в серийном производстве.
![](/upload/iblock/e8d/e8d2994e6f6d7043acfdafc6f563cd79.jpg)
Безусловно, наиболее полезным и экологичным видом транспорта является еще один национальный бренд — минские мотоциклы и велосипеды «Аист».
Вот уже 65 лет Volat (ОАО «Минский завод колесных тягачей») разрабатывает и производит уникальные в мире транспортные решения, которые способны сделать две-три страны в мире. Например, 12-осное шасси МАЗ-7907, оснащенное двигателем мощностью 1250 лошадиных сил и электротрансмиссией с 24 мотор-колесами, не имеет аналогов в мире.
Государство не дало уничтожить производство ОАО «Мотовелозавод» — и сегодня видно, что даже во время мирового локаута, вызванного пандемией, руководство завода увеличивает производство и улучшает качество.
![](/upload/iblock/e5e/e5e71fa6accb095c16bf5d73543eee52.jpg)
![](/upload/iblock/240/2400d245a56c916ee05ca187b67fcf73.jpg)
В 1990-х в Минске пытались собирать «Икарусы», пока завод в Венгрии сам не прекратил их выпуск. Сейчас мы поставляем автобусы и троллейбусы не только в Венгрию, но и в Германию, Польшу, Сербию, Латвию, Россию, Украину, Молдову, Аргентину, на Кубу и в Венесуэлу. В 1994 году Президент лично принял решение о выпуске троллейбусов на «Белкоммунмаше». Многим тогда проект этот не казался удачным. Однако к сегодняшнему дню выпущено около 4000 троллейбусов и более 370 трамваев. С мая 2017 года по дорогам ездит почти 90 электробусов производства ОАО «Белкоммунмаш». Кроме того, в 2019 году в Беларуси было выпущено 56 автобусов с электроприводом для перевозки не менее 10 пассажиров.
![](/upload/iblock/7fc/7fc4f8637bd5b36338cfca430d51872f.jpg)
![](/upload/iblock/d18/d184c98ee9a14404715a110d119beb8f.jpg)
Сейчас более 200 моделей и модификаций — 86 процентов продукции с логотипом Volat («Богатырь») — идет в более чем 20 стран. Не имеет аналогов на постсоветском пространстве и терминальный (портовый) тягач МЗКТ-730240. Volat достиг безусловного успеха в выпуске специальных шасси для размещения мобильных буровых установок и нефтегазового оборудования, шасси под монтаж кранового оборудования различной грузоподъемности. Наконец, автобусы Евро-6 «Неман» от МЗКТ поставляются не только для белорусских школьников, но и в Польшу, Иорданию, Россию, Армению, Вьетнам и ряд других государств. А ведь в начале 1990-х судьба предприятия была практически предрешена в пользу ликвидации…
![](/upload/iblock/fc9/fc94096975146230b999a6850db873f5.jpg)
В прошлом году в нашей стране было произведено 9936 грузовых автомобилей. В их числе — карьерные самосвалы, самосвалы для эксплуатации в условиях бездорожья, автомобили спецназначения, шасси, седельные тягачи. Лидер белорусского машиностроения в области грузового и пассажирского автотранспорта — Минский автомобильный завод — стратегическое предприятие для Беларуси и еще один ее национальный бренд. МАЗ демонстрирует научно-технический и производственный потенциал страны на международной арене, выпуская более 8500 моделей и модификаций автомобилей.
ЧИТАЮТ ВСЕ!
В январе 2020 года газета «СБ. Беларусь сегодня» начала необычный и во многом уникальный проект «Гордость ЗА Беларусь», а с нынешней недели с ним могут познакомиться не только читатели газеты и посетители портала sb.by, но и все жители и гости крупных городов Беларуси. По инициативе Министерства информации этот проект — уже под названием «Беларусь сегодня» — шагнул за пределы газеты, став доступным для каждого. Сперва жители Витебска, теперь Минска, а вскоре Гродно и других городов могут ознакомиться с достижениями нашей страны — как через материалы и товары павильона, так и благодаря современному их оформлению. Заместитель министра информации Игорь Бузовский рассказал нам:
![](/upload/iblock/4ef/4efb602721ff2ed01d1c8df9c0fbd4e7.jpg)
Игорь Бузовский подчеркивает:
— Нам есть чем гордиться в Беларуси. Нашими достижениями за годы независимости, нашими победами, нашими людьми. И эту информацию сегодня в оригинальной подаче увидят все жители и гости столицы, областных городов — на пилонах павильонов «Белсоюзпечати». Символично, что первый такой объект появился в Витебске в день открытия «Славянского базара». Теперь же десятки объектов по всей стране и непосредственно в Минске продолжат данную инициативу. Демонстрируя воочию, как и следует из названия проекта — «Беларусь сегодня».
![](/upload/iblock/f4f/f4f54033cb52c994f1a296d03a3e9781.jpg)
— В настоящее время ведется работа с ОАО «Белкнига» по развитию данной инициативы в ее книготорговой сети. Кроме того, совместно с Президентской библиотекой мы планируем обширную выставку-презентацию в Доме книги «Светоч» на столичном проспекте Победителей, в ходе которой убедительно, объективно и доступно расскажем об успехах нашей страны, достигнутых за годы независимости. Параллельно планируется проведение выставки книг о современной Беларуси.