– Ситуация в этой сфере стабильная и спокойная. За 25 дней октября мы уже увидели снижение индекса потребительских цен сразу на один процентный пункт. Я думаю, что это число будет возрастать, чем дольше мы будем жить по новым правилам. То есть держать инфляцию под контролем, я думаю, получится неплохо.
Роман Головченко обратил внимание на то, что меры по ограничению торговых надбавок и в целом контроля за ценами бизнес воспринял по-разному. Но в целом адаптация к новым условиям работы идет поступательно:
– Это действительно потребовало некоторого времени для того, чтобы вникнуть в то, что предписано и как это будет работать. У кого-то на первом этапе было, наверное, определенное потрясение, волнение. Это нормальная эмоциональная реакция. Мы каждый день собираем информацию с мест, как и что происходит, где и как воспринимается. Мы видим, что там, где крупные субъекты и производства, и торговли, уже полностью адаптировались, подстроились под новые правила и спокойно по ним работают. Более мелкий субъект медленнее входит в ситуацию.
Премьер-министр обращает внимание на то, что сложности у некоторых субъектов хозяйствования носят больше психологический характер. Тут сильна сила инерции, привычки к более комфортным условиям:
– Такого никогда не было, и трудно с этим смириться. В том числе, как бы это ни звучало резко, многим трудно смириться, что раньше накручивали 100–200 процентов на товар, а теперь должны накручивать 30–50. «А как же я буду жить?»
При этом Роман Головченко провел очевидную параллель:
– Реальный сектор, производство, в том числе частное, живет с рентабельностью 7–10 процентов и считает это нормальным. 15 процентов – это вообще, как говорится в народе, за счастье. Думаю, предприниматели, торговля, производители будут усиленно работать над затратами. Это очень важная составляющая формирования себестоимости и, соответственно, цены. Да, у кого-то, может, станет меньше офис, у кого-то вместо секретаря на каждого руководителя будет один секретарь на всех и так далее. Я убежден, что этот путь мы пройдем быстро и уверенно. И, опять же, принятые решения – это ведь не догма, что так будет раз и навсегда. Но сейчас действует такой режим и мы будем учиться в нем жить. Я считаю, что шаг этот в одной степени вынужденный, в другой – правильный. Поэтому я не вижу здесь каких-то других проблемных вопросов.
Фото: БЕЛТА