Учебно-производственные комбинаты отошли в прошлое уже несколько лет назад. Альтернативой им стали отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки: шесть часов в неделю учащиеся 10–11-х классов изучают учебный предмет «Трудовое обучение». И если раньше на УПК выбор профессий был небольшим (девочек в основном учили кройке и шитью, а мальчишек столярному делу), то теперь перечень специальностей стал побогаче. Еще во время учебы в школе можно сдать на разряд мастера по маникюру и визажиста, слесаря по ремонту автомобилей, кассира и других. И «корочка» – это не единственный бонус, который получает выпускник.
Теория – в классе, практика – в поле
В Минске работают семь отделений допрофессиональной и профессиональной подготовки, они открыты в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Одно из них находится в Минском государственном профессиональном лицее № 5 транспортного строительства. Заниматься со школьниками в учреждении образования начали первыми в городе. Вначале набирали около 600 ребят, а сейчас здесь обучают более 900 старшеклассников из школ Октябрьского и частично Московского районов. На выбор предлагаются девять рабочих профессий, перечисляет директор Инесса Кузьмина:– Готовим официантов, комплектовщиков и приемщиков товаров, помощников воспитателей, продавцов, медицинских регистраторов, столяров, цветоводов и цветочниц, элетромонтеров по эксплуатации электросчетчиков. Чтобы ребятам было проще определиться, проводим в школах встречи, на которых подробно рассказываем о каждой профессии. Объясняем, что не нужно обладать специальными навыками, всему научим с нуля, главное – желание. Поясняем, что все направления, по которым мы ведем подготовку, востребованы на рынке труда, и если после школы не удастся поступить в вуз или среднее специальное учебное заведение, то вчерашний выпускник без труда найдет работу, а параллельно сможет готовиться к новой вступительной кампании.
На один день в неделю школьники освобождаются от уроков и приезжают в лицей на занятия по избранной профессии. Весь теоретический блок ученики осваивают в классах, а для оттачивания практических навыков отправляются «в поле», рассказывает Инесса Леонидовна:
– Курс обучения предусматривает практику на предприятиях города, с которыми у нас заключены договоры о сотрудничестве. Так, будущие повара трудятся при комбинатах школьного питания, помощники воспитателей – в детских садах Октябрьского района, официантов направляем в кафе, столовые и рестораны.
По окончании обучения выпускники сдают экзамен, оценка за который идет в аттестат, а также получают свидетельство установленного образца. Но «корочка» – это далеко не самое важное, рассуждает директор лицея:
– Мы помогаем абитуриентам определиться с выбором будущей профессии. Например, девочка всю жизнь мечтала стать поваром. Пришла на занятия, а оказалось, что повар не только ходит по кухне в белом фартуке и колпаке. Он еще часами стоит у плиты, дегустирует, управляет разными процессами. Пусть она лучше в 10-м или 11-м классе узнает, что это не ее, чем разочаруется после поступления. Есть еще один плюс отделения профподготовки. Большинство ребят после школы планируют подавать документы в университеты, аргументируя тем, что только в вузе им смогут дать качественное образование. Когда ученик приходит к нам, видит хорошую материальную базу, квалифицированных преподавателей, его мнение меняется. Он понимает, что уровень лицея ничуть не уступает вузовскому. В нашей практике есть много примеров, когда ребята, окончившие курс, возвращались осенью уже в статусе учащихся.
За знаниями и оценкой в аттестат
В регионах система получения допрофессиональной и профессиональной подготовки налажена иначе. В отличие от Минска здесь площадками для обучения выступают не только учреждения ПТО и ССО, но и школы, учреждения дополнительного образования взрослых и вузы, поясняет начальник отдела дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования главного управления образования Гомельского областного исполнительного комитета Наталья Сапрыко:– В этом учебном году в области отделения допрофессиональной и профессиональной подготовки работают в 172 школах, 22 ПТО, 13 ССО. Обучение проводят и на базе Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации.
Первичные профессиональные навыки получают 6200 школьников Гомельской области. Обучаются они по четырем десяткам профессий, добавляет специалист:
– Их перечень зависит от материальной базы учреждения образования, также влияет потребность конкретного района в определенных кадрах.
База для всех
Многие ребята уже ощутили преимущества обучения в отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки, в их числе и учащиеся Молотковичской вспомогательной школы-интерната Пинского района. На базе их учреждения работает отделение по подготовке швей. На занятия приезжают старшеклассницы пяти школ Пинского района. В начале недели здесь открыли собственное швейное производство. В цеху кроме промышленной зоны имеется оборудованный учебный класс, рассказывает директор Вячеслав Изотов:– Для наших воспитанников важно общаться со сверстниками, вместе трудиться и осваивать профессию. На нашем швейном производстве есть возможность обучать школьниц как теории, так и практике, а это очень удобно.
shestakevich@sb.by