В понедельник впервые в истории стоимость барреля нефти марки WTI опускалась ниже нуля. Это значит, что торговцы нефтью готовы были доплатить (!) покупателям за то, чтобы те забрали у них сейчас никому не нужную из‑за обвала спроса и перенасыщения рынков нефть.
Цена нефти марки WTI, что расшифровывается как западнотехасский средний сорт, не просто рухнула. Она опускалась в понедельник до минус 40 долларов, а в некотором моменте и до минус 50 долларов за баррель. Российская нефть марки Urals вечером в понедельник также начала торговаться по отрицательной цене, до минус двух долларов за баррель...
Причина такого обвала очевидна. Произошло то, что и должно было произойти в ситуации, когда экономика поставлена на режим «выключено». Не летают самолеты. Не ходят поезда, не ездят машины, и приостановлены производства. Если ресурсы для всего этого не используются сейчас, то вся нефть закачивается в хранилища. На данный момент они уже переполнены. Как говорят специалисты, стоимость фрахта танкера сейчас невероятно высока. Отсюда все эти минусы в цене.
Что дальше? У этой драмы под названием «на дне» есть два исхода. Один пессимистичный, а другой вполне себе оптимистичный. Оптимизм, разумеется, зависит от того, какие выводы будут сделаны исходя из существующей ситуации.
Многие эксперты приходят к выводу, что нынешняя отрицательная цена на нефть — это в первую очередь финансовая авантюра, имеющая мало отношения к реальному миру.
Как заметил экономический обозреватель Би‑би‑си Алексей Калмыков, «обычная нефть — черная, вязкая, пахучая жидкость — по‑прежнему в цене, пусть цена эта в исторической перспективе и выглядит смехотворной. …А того, что стоило минус 40 долларов за баррель, уже нет. Минусовая цена относилась к фьючерсу — финансовому инструменту, обеспеченному нефтью, то есть к договору на поставки сырья в определенный срок».
Так что пока сильно пострадали некоторые граждане, частные инвесторы, которые решили заработать на долгосрочных ценных нефтяных бумагах.
Но теряют не только спекулянты, но и государства. Как отмечают аналитики, если к середине мая ситуация на физическом рынке нефти не изменится, то есть не появится спрос и не снизится предложение, июньские контракты может ждать та же участь, что и майские…
А теперь про оптимизм.
Многие эксперты прогнозируют, что уже летом деловая активность возобновится по всему миру. Как только заработает экономика, нефть снова станет в цене. Ведь на ней держится не только транспорт, перевозки, топливо, но и вся, по сути, нефтехимическая промышленность.
То, что мировые лидеры и крупный бизнес настроены именно на такой сценарий, подтверждают и их действия.
Не случайно президент США Дональд Трамп решил воспользоваться рекордно низкой ценой на нефть и собрался закачать 75 миллионов баррелей в хранилища стратегического резерва страны. До лучших времен.
И, как отмечает Би‑би‑си, спрос на подобные хранилища сейчас феноменальный. Цены будущих поставок на рынке сейчас выше текущих, поэтому трейдеры придерживают нефть в расчете на ее подорожание в будущем. Хранилища быстро заполняются — не только на суше, но и на море. Цитирую:
«Больше полусотни супертанкеров каждый грузоподъемностью до 2 млн баррелей стоят на якоре. В мире их всего 770, и каждый третий в итоге может остаться на рейде загруженным под завязку до лучших времен, полагают трейдеры».
Так что не стоит слишком преувеличивать значение нынешнего медвежьего тренда. Не биржевые «медведи» и «быки» определяют будущее, а сами люди, которые сегодня настроены работать. При этом многие производства придется начинать с нуля после так называемого временного закрытия. Тот, кто окажется наиболее готов к новой реальности, в итоге окажется в выигрыше.