– Наталья Анатольевна, какие преференции предусматривает обновленный документ?
– Указ № 42 разработан в целях создания дополнительных условий для дальнейшего развития инфраструктуры торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности. Он предусматривает уменьшение на 50 процентов налога на прибыль от реализации товаров (работ, услуг) и подоходного налога с физических лиц, получаемого от деятельности на этих территориях. Юридические лица освобождаются от налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. Можно будет приобретать недвижимое имущество на территории сельской местности без получения согласия антимонопольного органа для осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг. Объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности и расположенные в сельской местности, можно будет отчуждать без проведения торгов по рыночной стоимости и с возможностью рассрочки оплаты.
Также предусмотрен отдельный тариф на электроэнергию для объектов торговли и общественного питания.Налоговые льготы могут получить ИП и юридические лица, осуществляющие розничную торговлю, общественное питание и бытовые услуги в сельской местности, а также ИП и микроорганизации, работающие в сфере общепита и бытовых услуг на территории малых городских поселений. Эти меры помогут субъектам хозяйствования укрепить финансовое положение, сократить затраты и повысить доходность.
– Какие из обозначенных в указе льгот больше всего способны стимулировать предпринимательскую инициативу на селе?
– К наиболее эффективным инструментам поддержки и стимулирования отнесла бы меры финансового характера: снижение налоговой нагрузки и установление отдельного тарифа на электрическую энергию.
– В указе прописано, что областные Советы депутатов наделяются правом определять перечни населенных пунктов для предоставления налоговых льгот. Как это будет работать на практике? Где можно будет ознакомиться с таким перечнем?
– Как правило, в первую очередь в такие перечни включаются населенные пункты, на территории которых требуется стимулирование развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания. При этом по каждой из льгот в зависимости от особенностей территории могут быть сформированы отдельные перечни. Сейчас Миноблисполком совместно с районами эти списки актуализирует. После утверждения информацию разместят на сайтах райисполкомов и облисполкома.
Воспользоваться льготами можно по 31 декабря 2028 года– Как развивается инфраструктура торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Минской области?
– На 1 января 2024 года, по данным Торгового реестра, на территории сельской местности Минской области работало 8,7 тысячи торговых объектов, включая магазины, павильоны, киоски, автомагазины. Это на 224 объекта больше по сравнению с ситуацией на 1 января 2023 года. Также открыты 2,2 тысячи объектов общественного питания, включая летние (сезонные) кафе, заготовочные цеха, отделы кулинарии – прирост составил 83 объекта.
– Какие услуги наиболее востребованы у населения?
– Государственным стандартом определены 11 видов бытовых услуг, которые должны оказываться населению независимо от места проживания. Эта задача, как правило, возложена на государственные (коммунальные) предприятия. Форма оказания услуг не определена: могут обеспечиваться по заявке, в стационарном объекте, во время выездного обслуживания. Также по Минску и области работает кол-центр с единым номером 167, обратившись по которому человек может не только получить справочную информацию, но и заказать интересующий его сервис. Услуги парикмахерских, по ремонту швейных изделий и химчистки являются наиболее востребованными.
– В какой бизнес на селе можно выгодно вложить капитал?
– Любой предприниматель или самозанятый, желающий открыть дело в сфере оказания услуг, как правило, рассматривает населенный пункт, исходя из востребованности и доходности своего бизнеса.
Стационарные объекты появляются в таких населенных пунктах, где будет обеспечена доходность.Бизнес в сфере услуг активно едет на село, где есть спрос и наработанные связи. Опыт кооперации государственных организаций с парикмахерами-частниками говорит о том, что такой интерес присутствует.
derzhanovich@sb.by