Источник: Знамя юности
Знамя юности

Читайте весь текст и не спешите заглядывать в ответы. Учитель дает рекомендации к ЦЭ по английскому языку

До-ре-ми и ЦЭ

Приятная мелодия доносится из школьного кабинета. Урок музыки? Нет – английского языка. В Могилевском государственном областном лицее № 1 уже никого не удивляет, что на уроках Виктории Шляхтич, учителя высшей квалификационной категории, обладателя премии специального фонда Президента, отличника образования, можно услышать как мюзиклы, так и современные хиты. Музыка, как известно, творит чудеса, а еще… помогает подготовиться к ЦЭ. Как?


Система подготовки к экзамену по иностранному языку проста, как секрет английских газонов, с порога начинает беседу Виктория Шляхтич:

– Сеете траву и 200 лет аккуратно подстригаете. Не зря изобретатель Томас Эдисон когда-то сказал: «Genius is 1 percent inspiration and 99 percent perspiration». Что в переводе значит: «Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Работоспособность, настойчивость, целеустремленность – вот ключ к успеху. В качестве примера расскажу о своей ученице Александре Прокопенко. Пожалуй, она самый организованный и целеустремленный человек, которого я встречала. ЦТ по обществоведению – 100 баллов, по английскому – 98 (некорректно оформила исправление). А ведь углубленно заниматься английским начала только в конце десятого класса.

Что касается подготовки к ЦТ и ЦЭ, она должна пронизывать весь процесс обучения, уверена педагог. Многие учащиеся и их родители верят: главное – перелопатить максимальное количество тестов. У Виктории Шляхтич другое мнение – она старается показать учащимся, что любая работа приближает к высокому баллу:

– По каждой теме, будь то «Выбор профессии», «Защита окружающей среды», «Выдающиеся люди» или «Средства массовой информации», мы работаем со всеми видами текстов, лексических и грамматических упражнений, которые встречаются в тестировании. Важно, чтобы ребята не разделяли: здесь мы просто программный материал проходим, а здесь к экзамену готовимся.


Учитель не согласна, что надо меньше времени уделять устной речи и восприятию на слух, а все силы бросить на лексико-грамматические тесты и чтение. Все аспекты языка и речи взаимосвязаны. Не будет полноценной подготовки, если не работать комплексно. Например, педагог советует в настрой­ках телефона переключиться на изучаемый язык. Такой лайфхак эффективнее, чем списки фраз или неправильных глаголов, развешенные по дому. Хотя «запис­ки» на стенах – традиционная рекомендация на просторах интерне­та, отмечает педагог:

– Поверьте, этот способ неэффективен. Очень быстро мозг начинает воспринимать подобные напоминания как инфошум. В идеале нужно задействовать разные каналы восприятия и виды памяти: и читать, и слушать, и говорить, и писать. Тогда шансы, что слова и структуры останутся в памяти, увеличиваются в разы. Поэтому у меня нет строгого плана урока. Приемы, эффективные в одной группе, могут не пойти в параллельной.

Иностранному языку нельзя научить – ему можно только научиться. Лишь внутренняя дисциплина школьника способна свернуть горы. На вопрос об учениках, получивших высокие результаты, учитель скромно говорит:

– Многие мои подопечные набирают 98–99 баллов на ЦТ. Восхищаюсь ими, но всегда помню: моя работа – последний штрих. Они приходят в лицей в десятый класс, иногда в классы совместного обучения, в восьмой или девятый, значит, до нас с ними занимались другие педагоги: закладывали основу, помогали делать первые шаги, прививали любовь к предмету.


Ярослав Дайнеко в 2019 году набрал 100 баллов. Виктория Шляхтич считает: это в первую очередь заслуга самого парня, его первого учителя Светланы Езерской и родителей. Любопытно, что когда-то Виктория Анатольевна преподавала грамматику у мамы и папы Ярослава в университете. Наставник советует:

– Стремишься достичь успехов в изучении иностранного языка – купайся в нем! Не учи списки слов, а погружайся с головой. Читай книги, смотри фильмы, сериалы, пой любимые песни. Пусть обязательно хочется перечитывать, пересматривать и цитировать. От удовольствия все невольно запомнится намного лучше.

На уроках наставник часто использует фразы из песен и стихов, которые помогут запомнить грамматическую структуру. Старается брать узнаваемые – из известных произведений или современных хитов.

СОВЕТЫ ВИКТОРИИ ШЛЯХТИЧ:

1. При работе с упражнениями на употребление нужных видовременных форм глагола всегда сначала прочитайте весь текст, чтобы увидеть полную картину. Затем вернитесь к началу и рассмотрите его предложение за предложением, обращая внимание на причинно-следственные связи между событиями. Обязательно выясните, сказуемое выполняло действие или действие производилось над ним: он украл или у него украли?

2. При выполнении заданий на выбор синонимов тоже сразу прочитайте весь текст, игнорируя пробелы. Затем вернитесь к началу и заметьте, что стоит слева и справа от каждого пропуска. Артикли, предлоги или фрагменты устойчивых выражений помогут в выборе нужного глагола, существительного или прилагательного. Заполнив все пробелы, перечитайте текст снова и убедитесь, что все звучит логично.

3. В заданиях по чтению не спешите заглядывать в варианты ответов. Прочитав вопрос, вернитесь к тексту, найдите нужный отрывок, пробегитесь по нему и сформулируйте вытекающий из фрагмен­та ответ. Только затем смотрите предложенные. Не поленитесь вернуться к тексту, иначе может получиться, что вы подгоните один из вариантов под воображаемый результат.

4. При выполнении заданий на словообразование первый шаг – определить, к какой части речи относится пропущенное слово. Только после этого вспоминайте подходящие однокоренные. Увидев слово success, не спешите писать прилагательное successful. Возможно, нужен глагол или наречие. И отрицательная приставка.

5. При поиске лишних слов читайте весь текст, чтобы иметь полное представление. Затем «сканируйте» фрагмент по предложению. Не построчно, а от точки до точки, вникая в суть. Выбросив лишние слова, перечитайте без них. Если смысл не пострадал, все в порядке: как Микеланджело, вы отсекли только лишнее.

azanovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter