Повлияет ли «разморозка» отношений между Беларусью и ЕС на упрощение визового режима?

Дипломатичные решения

На Западе все чаще говорят о перезагрузке отношений с Беларусью
О главных внешнеполитических итогах года в интервью “НГ” рассказал председатель правления Центра изучения внешней политики и безопасности кандидат исторических наук Андрей Русакович.


— Андрей Владимирович, заметным достижением года стала разморозка отношений между Беларусью и ЕС и отмена почти всех санкций, введенных Брюсселем в отношении нашей страны. Что это: попытка втянуть Минск в орбиту своего влияния или прагматичный системный подход?

— Европейский союз был и остается для нас одним из важнейших политических и экономических партнеров. Поэтому последовательная нормализация отношений с ЕС, расширение сфер взаимодействия по разным направлениям соответствуют нашим национальным интересам, содействуют экономическому развитию страны и укрепляют ее позиции на мировой арене.

В то же время Евросоюз строит свою политику в отношении Беларуси на основе традиционных принципов и ценностей, и в этой системе важное место занимают вопросы безопасности и экономического сотрудничества. Безусловно, рассматривая Беларусь как связующее звено между ЕС и Россией, в широком смысле — между Европой и быстро растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом, Брюссель заинтересован в налаживании стабильных, взаимовыгодных отношений с нашей страной. Значимая роль Минска в урегулировании конфликта на юго-востоке Украины, участие нашей страны в процессах евразийской интеграции выступают катализаторами этого процесса.

— Еще совсем недавно на Западе нас неустанно критиковали за избирательную систему, отсутствие демократии, свободы слова. Теперь же видим совсем другое отношение. Оценки ОБСЕ по итогам наблюдения за выборами звучат гораздо мягче. В следующем году наша страна примет председательство в Центрально-Европейской инициативе, в Минске пройдет ежегодная сессия Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Насколько далеко могут зайти белорусско-европейские отношения?

— Понятно, что всем нам поскорее хотелось бы видеть конкретные результаты белорусско-европейского диалога — кредитов, инвестиций, технологий, изменений в визовой политике. Но для выхода на прагматичный уровень взаимодействия необходимо совершенствование правовой и институциональной базы партнерства. Минск весьма настойчиво призывает Брюссель заключить базовое соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Стереотипам и устаревшим догмам здесь не место. Демократия — вещь относительная, и не всегда ее уровень измеряется какими-то внешними, формальными признаками. Такие фундаментальные принципы бытия, как право на жизнь, безопасность, труд, охрану здоровья, для людей намного важнее, чем возможность бесцельно махать флагами и лозунгами на площадях. И в этом смысле, уверен, у многих европейских политиков подспудно присутствует понимание, что в Беларуси демократии не меньше, чем в развитых странах. Поэтому председательство Беларуси в Центрально-Европейской инициативе и сессия ПА ОБСЕ в Минске — все это следствие признания достижений нашей страны по формированию стабильной и прочной системы безопасности в регионе, созданию эффективного механизма сотрудничества между структурами евразийской и европейской интеграции. Безусловно, это повышает имидж Беларуси как предсказуемого и стабильного партнера.

Вместе с тем наша страна не ставит своей целью вступление в ЕС. Смысл взаимоуважительного и взаимовыгодного взаимодействия в том и заключается, чтобы не навязывать странам искусственный выбор между Востоком и Западом, между моделями развития. Развивая европейский вектор внешней политики, Беларусь строго и ответственно соблюдает все свои международные обязательства по отношению к нашему главному союзнику — России, с которой создали и развиваем Союзное государство и ЕАЭС. Беларусь с учетом своего геополитического положения во многом зависит от того, как складываются отношения между ЕС и Российской Федерацией. Именно поэтому Минск  стремится к построению мостов между различными европейскими объединениями и организациями вопреки историческим, экономическим и культурным различиям между государствами региона.

— Когда, на ваш взгляд, возможны подвижки в упрощении визового режима между Беларусью и ЕС?

— Переговорный процесс по этому вопросу продолжается с 2014 года, стороны проводят консультации. Надо понимать, что, помимо чисто технических моментов, существует более широкий контекст этого вопроса. В том числе, например, и проблема введения в действие Беларусью соглашений о малом приграничном движении с Литвой и  Польшей. Можно предполагать, что в течение следующего года стороны смогут выйти на согласование позиций.

— На слуху в этом году были и переговоры трехсторонней контактной группы в Минске по урегулированию конфликта в Украине. Особых успехов и прорывов достичь не удалось. Есть ли перспективы у минской переговорной площадки?

— Даже если не наблюдается большого прогресса в переговорах, диалог всегда лучше войны. Чтобы восстановить доверие, надо чаще встречаться и разговаривать. Роль Беларуси по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины уже закреплена в истории. К сожалению, сейчас ситуация в Донбассе имеет множество признаков долгосрочного конфликта с перспективой “замораживания”. В этих условиях международное сообщество в любом случае будет нуждаться в уже испытанном формате работы над разрешением кризиса. С учетом взвешенного подхода к вопросам региональной безопасности Минск имеет все шансы сохранить и укрепить свою роль в качестве переговорной площадки в этом вопросе.

— Наши интересы — не только в Европе. Имея открытую экономику, страна вынуждена разделять экспортные потоки и осваивать новые рынки. К 2020 году распределение экспорта между рынками ЕАЭС, ЕС и стран дальней дуги должно составить соотношение “треть-треть-треть”. За счет чего возможно решение задачи?

— Диверсификация экспорта для Беларуси — жизненная необходимость. В силу нестабильности глобальной экономики, мировых цен на сырье страна не может зависеть только от одного направления. Очевидно, что Беларуси надо смелее и настойчивее расширять горизонты экономической географии. Белорусская продукция узнаваема и востребована в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. И многие площадки нами успешно освоены. Но где-то еще только предстоит себя показать. Для освоения новых рынков необходимо повышать конкурентоспособность своих товаров и услуг, расширять спектр экспортируемой продукции, совершенствовать маркетинговую работу.

konon@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter