Татьяна Борисенко: «У нас собрано самое современное оборудование».
Две из них, в 1‑й и 6‑й клинических больницах, уже работают в полную мощь, а к концу года к системе подключится еще одна — Минского клинического консультативно‑диагностического центра. Всей цепочкой — от штрих‑кодирования пробирок и отправки их на анализ до получения врачом результата — руководит «электронный мозг» ЕЛИС. Как это происходит, мы увидели в 1‑й ГКБ.
На лабораторном столе ряды пробирок — одноразовых вакутайнеров, каждая из которых помечена своим штрих‑кодом. В первой половине дня сюда, в централизованную лабораторию, их доставили курьеры из прикрепленных поликлиник.
— Мы традиционно в полном объеме обслуживаем Советский и Первомайский районы, а с 1 января к нам присоединились Центральный и Октябрьский — в целом на сегодня это 18 поликлиник, как взрослых, так и детских. Плюс к нам обращаются многие стационары Минска по редким исследованиям. В день проводим биохимические исследования 1,5 тысячи проб крови, около 300 — 350 системы гемостаза, около 200 на онкомаркер ПСА и 100 — 150 гликированного гемоглобина. Это наиболее популярные анализы для поликлиник. Также для них мы делаем штучные и дорогие исследования широкого спектра онкомаркеров и маркеров аутоиммунной патологии, — перечисляет заведующая централизованной лабораторией 1‑й клинбольницы кандидат медицинских наук Татьяна Борисенко. Если в прошлом году тут выполнили около 3 млн лабораторных исследований, то в связи с централизацией объем вырастет до 4 — 4,5 млн.
По планам комитета по здравоохранению, весь объем исследований для Минска будут выполнять 3 крупные лаборатории, а в поликлиниках останутся либо только пункты забора крови, либо возможность проводить те анализы, которые нужны здесь и сейчас, например, ОАК, определение уровня глюкозы. И это мировая практика. Например, в Москве на 12,5 млн населения — 11 лабораторий, а в многомиллионном Пекине — и вовсе одна.
Чтобы такая система стройно заработала и в Минске, специалистам ОИПИ НАН Беларуси совместно с медиками несколько лет пришлось переводить работу в новый, электронный формат — в результате и появилась ЕЛИС. Теперь, перед тем как отправить пациента на анализ, врач в поликлинике на своем рабочем месте заходит в электронную систему и создает направление. Там же он видит все тесты, которые доступны для заказа на базе центральной лаборатории, и выбирает нужные. Направление имеет уникальный штрих‑код, где зашифрована информация о пациенте и виды назначенных исследований. Оно распечатывается, и с ним пациент идет в процедурный кабинет. Там такой же штрих‑код наклеивается на пробирку. Что происходит после ее доставки в лабораторию? Рассказывает Татьяна Борисенко:
— Наши сотрудники заходят в автоматизированное рабочее место в ЕЛИС и автоматически получают электронные направления из поликлиник, сверяют их с поступившими пробирками. И все: их работа на этом этапе закончена. Если раньше они переливали пробу в другую пробирку, центрифугировали, вручную регистрировали, вносили информацию о пациенте и нужных тестах на борт анализатора, то теперь эта часть полностью выпадает. Фельдшер лишь принимает анализ, устанавливает пробирки в штативе на борт высокопроизводительного автоматического анализатора — их у нас несколько, и аппарат сам по штрих‑коду считывает информацию, знает, какие тесты какому пациенту сделать.
Оперативность — наше все
Оборудование в лаборатории зарубежное, и чтобы интегрировать его в нашу Единую лабораторную информационную систему, ее разработчикам пришлось связаться с производителями и заручиться их доверием — ведь речь шла о получении доступа к управлению этими сложнейшими аппаратами. Плюс теперь результаты исследований практически мгновенно отправляются с борта анализатора на сервер ЕЛИС, и врач поликлиники в тот же момент может увидеть их на своем рабочем месте.Внедрение ЕЛИС изменило работу сотрудников.
— Если раньше результаты шли до врача 5 — 7 дней, терялось время на курьерскую доставку, сортировку в поликлинике, то сегодня от забора крови до их получения — 1 — 2 дня. В этом главная цель: помочь как можно скорее поставить диагноз.
Важно и то, что врач у себя на экране всегда может проследить, в каком статусе находится анализ — принят в работу или нет, на борту анализатора или уже проведен. Экономический, социальный, медицинский эффекты налицо, — Татьяна Дмитриевна обращает внимание на то, что повысилось и качество исследований. Ведь человеческий фактор сведен к нулю — а 70 — 90% ошибок в лабораторной диагностике идут именно на преаналитическом этапе. А чтобы не допустить сбоев по вине оборудования, в лаборатории в начале каждого дня проводится цикл калибровок и проверок анализаторов.
Электронная система начала внедряться с сентября 2018‑го, и к концу года часть города, за которую ответственна 1‑я ГКБ, полностью перешла на ее использование. Сложности были в основном с преодолением человеческого консерватизма, ведь привычную работу пришлось менять коренным образом. Помог административный ресурс: в один момент централизованная лаборатория стала принимать пробы исключительно в стандартизированных пробирках и со штрих‑кодом. Когда у сотрудников поликлиник не осталось выбора, и произошел «цифровой скачок».
Новый этап e‑Health
Понятно, что единая цифровая лабораторная система работает на фундаменте, который не один год выстраивали специалисты ОИПИ НАН Беларуси совместно с медиками. Сначала была проведена информатизация всех учреждений здравоохранения Минска — поликлиник, диспансеров, больниц. Потом они были объединены в единую высокопроизводительную корпоративную сеть — эта масштабная работа завершилась в прошлом году. Что и стало основой для создания новых медицинских электронных сервисов.— Реализация ЕЛИС в Минске — это повод для гордости: в странах СНГ нечто аналогичное имеется только в Санкт‑Петербурге, — делится заместитель генерального директора ОИПИ НАН Беларуси по научной работе Владимир Лапицкий. — Надо сказать, что наш институт долгое время занимается тематикой e‑Health, мы ведущая организация, которая вносит существенный вклад в цифровизацию системы здравоохранения в стране. Наш институт участвовал в реализации ряда крупных IT‑проектов в системе здравоохранения, таких как республиканская система «Электронный рецепт», республиканская система по медэкспертизе и реабилитации инвалидов, республиканская телемедицинская система, республиканская система «Травма» и другие, работающие по всей Беларуси.
А вот о будущем ЕЛИС в регионах говорить пока рано: степень информатизации медучреждений там пока не сравнима с Минском. И тут, конечно, есть стимул преодолеть имеющуюся инертность. Ставка на цифру весьма многообещающа.
vasilishina@sb.by
Фото Виталия Пивоварчика.