День отца: нужен ли папам «профессиональный праздник»?

Каждое третье воскресенье июня более чем в 60 странах отмечают День отца. Беларусь, хотя пока и неофициально, уже несколько лет подряд присоединяется к этому празднику. Как изменяется отношение общества к отцовским обязанностям, стоит ли в ближайшее время ждать какие-либо изменения на законодательном уровне и как у наших мужчин обстоят дела с ответственным отцовством, обсуждают начальник управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Марина Артеменко, директор центра семейной психологии «Родник» психолог Андрей Туровец и директор социально-просветительского движения «Отцовство» Александр Величко.

Иван Жирчук учит своих сыновей Льва и Павла семейному делу: строить беседки.
Фото АЛЕКСЕЯ СтолЯровА.
В ожидании официального статуса

М.Артеменко: Наверное, не так важно, какой статус у этого праздника, сколько то, какой посыл он несет нашим детям, молодежи, в целом обществу: роль отца незаменима, и это самая важная роль мужчины. Активность общественных и местных инициатив значительно повысилась в последнее время. Это и есть ответ на запросы общества, где происходит переосмысление роли отца в семье, в жизни детей. Наблюдаются эволюция общественного сознания, изменение патриархальных стереотипов о том, что воспитание детей — это только мамина забота. 

А.Величко: Уверен, сделать День отца официальным праздником необходимо! Мы уже неоднократно выходили с такой инициативой на разных уровнях, но… 

А.Туровец: Как знаковое информационное событие такой день, конечно же, нужен. В первую очередь самим отцам, чтобы они вспомнили, что у них есть права, обязанности, возможности и потребности именно как у отцов. И чтобы, посмотрев на праздничные мероприятия, куда приходят уже осознавшие свою роль папы, менее сознательные захотели развиваться и становиться качественными, полноценными родителями. 
Если праздник станет государственным, это подтвердит статус отца как значимый. Но тогда надо будет признать и другие права отца: на защиту его детей от информационной грязи, от алкоголизации и наркотизации. Готовы ли мы к этому? 
А.Величко: Пока неофициально, но мы уже отмечаем этот день. Например, Минский горисполком совместно с «Клубом львов» при поддержке Министерства труда и социальной защиты проводит День отца в парке им. Горького. Наше учреждение согласовало с Мингорисполкомом проведение Дня отца в Лошицком парке, и хотя из-за коронавируса пришлось перенести его на следующий год, 19 июня у нас прошел праздничный стрим.

Марина Артеменко. Андрей Туровец. Александр Величко.
Папа в декрете?

А.Туровец: Вариант, когда папа в декрете, — дело обычное, мы видим, к примеру, в Швеции, где на законодательном уровне за отцом закреплено право на 90 дней декретного отпуска. Только тогда надо создавать соответствующую инфраструктуру, где отец-декретник сможет получить адекватную поддержку, иначе останется один на один со своими проблемами. 

М.Артеменко: В нашей стране право отцов находиться в декретном отпуске вместо матери (если она вышла на работу, учебу, службу) до достижения ребенком 3-летнего возраста законодательно установлено еще в 1990-х. Но это именно право, а не обязанность — семья самостоятельно определяет, кто из работающих родителей и сколько будет осуществлять уход за ребенком и, соответственно, находиться в таком отпуске. Причем система предоставления отпуска гибкая — его можно разделить на части любой продолжительности. На отца в таком отпуске распространяются те же льготы, что и на мать. К примеру, выплачивается пособие в размере 35 — 40 процентов от средней заработной платы в зависимости от очередности рождения ребенка. Ежегодно количество мужчин в таком отпуске составляет около 1 процента от общего числа тех, кому он оформлен. Да, цифра небольшая, но главное, что эта норма действует и наниматель не вправе отказать в предоставлении такого отпуска. 

Надо пояснить: в Швеции 90 дней обязательной части отцовского отпуска сгорают, если отец ими не воспользовался, т.е. общая продолжительность отпуска для семьи (480 дней) сокращается на 3 месяца. Именно такая мера оказалась наиболее действенной и значительно повысила паритет обоих родителей в уходе и воспитании детей. Социальный эффект этого баланса — устойчивость семьи, снижение рисков развода, полноценное развитие детей, выше среднего в Европейском регионе показатели рождаемости (в Швеции суммарный коэффициент рождаемости в 2019 году — 1,7). 
С этого года мы ввели и отцовский отпуск при рождении ребенка (до 14 дней в первые 6 месяцев после рождения). Прежде проводился социологический опрос, который показал: более 50 процентов мужчин воспользовались бы такой возможностью. 
Поэтому будем изучать практику применения и двигаться поступательно.

А.Величко: В нашей культуре мужчина может согласиться на социальный отпуск для того, чтобы помочь супруге, но заменять ее полностью не готов.

С чего начать

А.Величко: Отцовство — главное призвание мужчины, ему необходимо найти баланс между карьерой и семьей. 
Не методы, практики и способы воспитания служат верными помощниками, а построение правильных взаимоотношений с детьми. 
А.Туровец: Первое, что можно сделать, — объединяться на основе здравых и здоровых идей и формально, и неформально: в клубы, кружки, организации, местные сообщества. А объединившись, решать вопросы развития себя и детей, в том числе в совместной деятельности. Физкультура, игры, путешествия, приключения с папой — это то, что дети не забудут, то, что с ними останется навсегда. 

А.Величко: По нашим данным, за последние 5 лет индекс вовлеченности отцов в семьях остается на уровне около 4 процентов. По ощущениям ситуация меняется. Все больше пап на детских и спортивных площадках, в поликлиниках. Но не стоит измерять отцовскую активность тем, насколько человек берет на себя женские функции, разделяя их с супругой. У отца есть масса собственных обязанностей. И здесь мы видим очень заметный прогресс. 
Папы стали больше проводить времени со своими детьми, помогать делать уроки, ходить на родительские собрания… 
М.Артеменко: Это подтверждается и социологическими данными. Как показало национальное исследование «Формирование семьи, стабильность семейных отношений и рождаемость в меняющихся социально-экономических условиях жизни белорусов» (2017 года), в вопросах воспитания отмечается все более равное участие отцов: укладывают детей спать 54 процента мужчин и 53 процента женщин, помогают с домашними заданиями 57 процентов и 52 процента соответственно. Достаточно равномерно между родителями также разделяются обязанности, связанные с играми и проведением досуга: 82 процента мужчин и 75 процентов женщин заявили, что вклад родителей здесь примерно одинаков. 

А.Туровец: Почему-то ответственным отцовством стало считаться только участие папы в жизни ребенка. Что тут имеется в виду? Книжку почитать перед сном? Памперс поменять? Сводить в парк и купить мороженое? Уже неплохо. Но что, если вместе с мороженым куплены пиво и сигареты, а ребенок это наблюдает? Безответственное мужское поведение — все еще массовое и распространенное явление. Либо есть полноценная мужская ответственность перед собой, семьей, Родиной, либо ее нет. Вот с этой темой надо работать на всех уровнях — на общественном, государственном, личном. 

М.Артеменко: Можно предположить, что на повышение ответственного отцовства влияют и демографические факторы, поскольку возраст вступления в брак и рождения детей постепенно повышается. Если в 2009 году впервые вступали в брак женщины в возрасте 24,2 года, а мужчины — в 26,4, то в 2019‑м средняя планка — 26,1 и 28,3 соответственно. Причем средний возраст женщин при рождении ребенка составил 29,6, при рождении первенца — 26,8. То есть к созданию семьи, рождению детей молодые люди приходят осознанно, у них уже есть необходимый базис — жизненный опыт и сформированные ценности. И в их иерархии семья занимает лидирующие позиции, это тоже подтверждают соцопросы.

Усиление ответственного отцовства решает и проблематику «двойной занятости» женщин. Они составляют 50 процентов занятых в экономике. Высок и уровень занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей, — более 90 процентов. Демонстрируя высокий уровень участия в общественном производстве, женщины несут двойную нагрузку — на работе и в семье.

По данным обследования по бюджету времени, проведенного Белстатом, в семьях женщины в среднем за день в 2 раза больше, чем мужчины, затрачивают времени на ведение домашнего хозяйства и уход за детьми. А в семьях с малышами до 10 лет — в 2,5 раза. Участие отцов в воспитании детей существенно снижает эту нагрузку.

Когда мамы нет рядом

А.Величко: По данным Евростата за 2017 год, Беларусь на 1-м месте в мире по числу одиноких отцов в процентном соотношении к одиноким матерям. Причем понятия «мать-одиночка» и «отец-одиночка» разнятся. Когда мама остается одна с ребенком, папа принимает участие в их жизни как минимум финансами. Да, процент безответственных пап высок — по наблюдениям нашей организации, более 40 процентов. Однако только около 20 процентов разведенных матерей принимают участие в жизни детей, которые остались на попечении пап. И все же основная причина, почему отцы самостоятельно воспитывают детей, — это смерть супруги... 

М.Артеменко: В нашем законодательстве уже нет термина «одинокая мать», а есть понятие «одинокий родитель», ведь и папы воспитывают детей в неполной семье по разным причинам. С этого года в Трудовом кодексе на одиноких отцов распространили те же меры поддержки, что и на одиноких матерей. Кроме отцовского отпуска, включены такие новации, как право выбора отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет, трудового отпуска в летнее время, предоставление отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), права использовать трудовой отпуск до истечения 6 месяцев работы у нанимателя, к которому он поступил на работу. 

А.Туровец: Существует ли отцовский инстинкт вообще? На эту тему есть попытки научных исследований и сбора статистики, но выглядят они не всегда убедительно. Вопрос в том, как раскрыться каждому конкретному отцу. Тут нужны определенные предпосылки. Во-первых, наличие «раскрывшегося» отца в детстве самого мужчины. Это 60 — 80 процентов успеха в реализации отцовских качеств. Во-вторых, личные качества: воспитанность, образованность, порядочность, великодушие… В-третьих, нужна психологически здоровая семейная среда, где можно раскрыть себя. Важна плановая, многолетняя, настойчивая, общественно-государственная поддержка семьи на деле. Тогда отцовский инстинкт и сформируется, и раскроется.

А.Величко: Мужчины сегодня находятся под прессингом в нескольких сферах. При разводе дети обычно остаются с матерью, и взаимодействие с ними ограничивается. Хотя мы уже видим некоторые изменения в подходе судов… Далее, отец рассматривается как агрессор по умолчанию, когда речь идет о домашнем насилии. При принятии женщиной решения об аборте зачастую мнение мужчины не спрашивают. А ведь, по нашим данным, если бы он принимал участие в таком выборе, вероятность аборта сокращается вдвое. 

А.Туровец: Порядок надо наводить и на предварительных этапах строительства семьи и организации семейной жизни, чтобы не весь груз ошибок — личных, семейных, социальных и т.д. — приходился только на сферу законодательной защиты прав отцов. Стоит засучив рукава объединять усилия отцов и матерей в деле успешного семейного строительства.

М.Артеменко: Важна, так скажем, «репутация отцовства». Пострадавшие от домашнего насилия в 90 процентах случаев — это действительно женщины, а дети — свидетели этого насилия. Билборды с призывом «Заплатите алименты! Бывших детей не бывает» поднимают острую проблему неуплаты алиментов. К нам в министерство обращаются женщины, которые, даже будучи в браке, вынуждены взыскивать алименты на содержание детей. Согласна, что начинать надо с повышения общей культуры семейно-брачных отношений.

Родители: равноценны, но не равнозначны

А.Туровец: Отец и мать обладают равной ценностью для ребенка. Но они не равнозначны, не взаимозаменимы. Значимость родителей лежит на нескольких уровнях развития. Первый — телесный: только мать может выносить, родить и вскармливать грудью. А отец дать, к примеру, силовую физическую активность (подбрасывание, кручение, вращение ребенка). Второй уровень — психологический. Мама знакомит детей с женскими моделями мышления, переживаниями чувств, поведением, папа — с мужскими. Еще один уровень — духовный: здесь развиваются мораль и нравственность, эталоны, достоинство, совесть.

А.Величко: Даже самая лучшая мать не сможет сделать несколько вещей. Отец, к примеру, должен защитить ребенка не только физически, но и эмоционально. Он может создать атмосферу, лишенную страха или даже предпосылок его возникновения. А также научить, особенно мальчиков, основам безопасности. Еще одна из потребностей подростка — это поиск смысла и цели в жизни. Отец тут направляющая сила. Кроме того, первый легитимный представитель власти в нашей жизни. Поэтому он должен быть ответственным и вовлеченным, заботливым и строгим, справедливым и понимающим, внимательным и поддерживающим. Это поможет ребенку видеть в представителях власти тех, кто призван помогать, а возможно, он и сам выберет путь служения обществу. 

М.Артеменко: Есть такая мудрость: «Не воспитывайте своих детей, воспитывайте себя — все равно ваши дети вырастут похожими на вас». Хотелось бы пожелать мужчинам работать над собой: быть не просто отцом, а примером, другом, наставником и познавать себя, открывая в себе лучшие качества, вместе со своими детьми. 

osokina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter