В премьере театра им. М. Горького «Пиковая дама» фарсовое начало тесно переплетено с мистическим

Дама на пике фантазии

Национальный академический драматический театр им. М. Горького приглашает на премьеру мистического фарса «Пиковая дама» по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина.


Занимательный и поучительный сюжет неоднократно привлекал композиторов и хореографов, режиссеров театра и кино. «Пиковая дама» всегда будила воображение художников, рождала бурю ассоциаций, фантазий, интерпретаций. Вспомним спектакль Петра Фоменко, киноверсии Игоря Масленникова, Александра Орлова и Павла Лунгина, балет Ролана Пети в Большом театре России. Роль Графини в разное время примеряли Людмила Максакова, Елена Гоголева, наша Стефания Станюта, Илзе Лиепа. В Германна перевоплощались Олег Стриженов, Евгений Князев, Виктор Проскурин, Николай Цискаридзе, Иван Янковский и другие актеры. Слишком притягательный коктейль смешал автор, его ингредиенты не тускнеют и по прошествии стольких лет: любовь, богатство, удача, фатум…

Художественным руководителем нынешней постановки стал худрук театра заслуженный деятель искусств Беларуси Сергей Ковальчик. В качестве режиссера выступила студентка пятого курса Белорусской государственной академии искусств Ольга Борисовец. До этого в Могилевском областном театре драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске она поставила свой дипломный спектакль «Нюрнберг. Скамья подсудимых», который успешно там идет.

В роли графини Анны Федотовны зрители увидят актрису Наталью Чемодурову. Поклонники ее таланта наверняка не пропустят премьеру. Героиня Натальи Евгеньевны здесь и капризный ребенок, и вспыльчивый домашний тиран, и эффектная дама с романтическим прошлым. Объемный образ то эксцентричен, то лиричен, а то и откровенно инфернален. Звучат в спектакле цитаты из одноименной оперы «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского, что придает всему действию устойчивый аристократичный привкус.


— Изначально в конце прошлого года мой педагог и руководитель курса Сергей Ковальчик предложил мне поработать с Натальей Евгеньевной Чемодуровой и организовать ее творческий вечер к юбилею, — говорит Ольга Борисовец. — Нужно было выбрать какой-то материал и сделать небольшую постановку минут на сорок. Мы долго искали и потом все вместе решили, что больше всего Наталье Евгеньевне подходит «Пиковая дама». Сделали для юбилейного вечера мини-версию. Руководству театра она понравилась, и мне предложили увеличить ее до одного акта, чтобы получился полноценный спектакль.

В постановке много юмора, иронии и неожиданных интонаций. Камерное пространство Малой сцены театра позволило сосредоточиться на нюансах настроений героев. Мистическое начало в этой версии прочно переплетено с комическим и острохарактерным. Во второй половине спектакля его настроение резко меняется, мистических и даже религиозных интонаций становится заметно больше. Стремительно и неизбежно самовлюбленный Германн в эмоциональном исполнении Кирилла Никитина движется к собственному краху и сумасшествию.

Кстати, испытать судьбу и попробовать себя в роли карточного игрока сможет любой зритель, пришедший на спектакль: перед его началом ему предложат сыграть в популярную карточную игру «фараон» («штосс»), в которую и играли азартные герои повести Пушкина.


Партнерами Натальи Чемодуровой также стали молодые актеры Александр Гиренок, Егор Третьяков, Виталина Бидюк и Александр Стасевич. Нынешней премьерой театр продолжает линию интересных ансамблевых спектаклей, в которых на общий результат работают артисты разных поколений со своим индивидуальным отношением к литературному наследию прошлого и театральным традициям.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter