5 мая — День печати, профессиональный праздник многих журналистов. Накануне мы неожиданно поняли, что вы, дорогие читатели, совсем мало знаете о «внутрянке» нашей работы. Как белорусское печатное слово выходит в свет? Ответят на этот вопрос наши корреспонденты, которые заступили на ночную смену в типографию.
Строки в номер
Прежде чем начать путешествие по миру полиграфии и провести вас по закоулкам Дома печати, отвечаем на один из частых вопросов: как зарождаются журналистские материалы? За каждой публикацией корреспондента и обозревателя стоит кропотливая работа. Все начинается с поиска! Для любимой аудитории мы, как детективы, высматриваем самые топовые темы, по крупицам собираем интересные факты, выезжаем в командировки... А потом под звуки диктофона с клавиатурой начинаем творить. Дальше подключается большая команда коллег. На часах 12:00. Рождение номера в самом разгаре: корректоры еще раз вычитывают текст, иллюстраторы подбирают фото, а отдел верстки собирает пазлы в одно целое. Несколько часов — и материал с заголовком «Чувствуете, как пахнет?» красуется на полосе в электронном формате. Уже примерно в 20:00 всю газету в «цифре» редакция присылает в отдел допечатной подготовки типографии. Здесь наше детище делает один из важных шагов в свет. Идем смотреть!
Фабрика мысли
Прогулявшись по цехам и отделам Дома печати, убедились: без помощи из этих лабиринтов выйти было бы сложно. Сотни помещений и поворотов ощущаются как отдельный городок. Заходим в «мозговой» центр.
— Файл приняли, — показывает на мониторе оператор электронного набора и верстки Алла Петровская. — Сразу выбираем шаблон именно для «СБ. Недели»: по раскладке, формату, количеству полос и типу бумаги. Внимательно смотрим на порядок.
Тут же на двух плоттерах — принтерах весом не меньше 50 килограммов каждый — выводится весь номер. На макетах размером А1 мастер участка отслеживает недочеты.
— Пока процесс печати не закрутился, их мы можем исправить, — рассказывает Анжелика Коско и параллельно фальцует, проще говоря, складывает огромный лист в тетрадку.
— Часто помарки просачиваются? — интересуюсь.
— Бывают нестыковки с датами, но у нас глаз наметан, — успокаивает Анжелика. — Даже в самые популярные дни, когда выпускаем сразу несколько десятков газет, ничего не пропустим!
Номер заказа, штрихкод, колонцифры, размер полос набора, шрифт, четкость изображений, которая может стать блеклой из‑за неправильного формата, — за семь минут проверили все 32 полосы. Порядок! Можно двигаться дальше.
На «солнечной» волне
Не успели выйти, как по коридору уже доносятся звуки машин. В помещении с тускло‑желтыми тонами оператор по изготовлению форм офсетной печати Елена Вечер достает из коробок алюминиевые пластины со светочувствительным слоем. Именно для них на участке и создается «ламповая атмосфера». Голубой, пурпурный, желтый и черный — для каждого из четырех цветов своя форма, остальные оттенки появляются при их наложении и смешении.
— Отправляем, — Елена дает команду автоматизированному аппарату.
— Сейчас печатный мир полностью цифровой, фрагменты изображений и текста записывает лазер. А когда‑то на этот этап уходило по несколько часов! Некоторые наши сотрудники еще застали линотип, на котором целые строки текста отливали жидким металлом...
Резко нос пробивает терпкий запах — всему виной щелочной раствор, не дающий пластине окислиться. Вместе с нагревом до +180 градусах, проявкой и сушкой весь процесс занял всего пару минут. И вот у нас в руках еще теплая форма с первой полосой газеты. Последний штрих за пробивочно‑загибочным аппаратом. На каждой пластине он «оформил» замки для печатных цилиндров — значит, самое время познакомиться с главной машиной в здании.
От заката до «СБ. Недели»
Шум, гам и стук конвейера — так нас встречает участок печати «Унисет». Эта махина в разы прокачала возможности производства газетной продукции.
— Красочность фото, объемы полноцветных полос, качество, исполнение и оперативность — агрегат на многое способен, — улыбается мастер газетного цеха Сергей Кудеров. — В час трехуровневая установка может выдать 75 тысяч газет!
Пока с транспортера выходят экземпляры «Рэспублiкi», на первом уровне печатную машину заряжают новыми роликами бумаги. Только представьте: вес рулона — 400 килограммов, длина — больше 10 тысяч метров. Но есть еще удивительный факт: одного такого «шара» хватит всего на 20 минут работы.
— Почему газета почти бесцветная? — спрашиваю я, когда стрелки часов перевалили за 22:00 и уже начинают появляться первые номера.
— Краска разгоняется, — объясняет первый печатник Святослав Граблюк. — Сначала бумажное полотно со скоростью до 10 метров в секунду проходит через машину, затем фальцуется — складывается в полноценную газету. Но пока аппарат разогревается, изображения получаются нечеткими.
За 20 лет в полиграфическом деле Святослав уже привык листать завтрашнюю газету одним из первых, как и его жена, упаковывающая свежие номера. А вот внуки который месяц просят прикоснуться к волшебству, говорит мужчина:
— Такого ведь в TikTok не покажут! Про свою профессию мы часто рассказываем — детям интересно.
Машина может выдать кляксу. Ловят пятна не только печатники за пультами управления, но и автоматические камеры, они распознают тускнеющий оттенок или погрешности по фото. Да будет цвет! Прямиком из транспортера в руки попадает насыщенный экземпляр. Настроили идеально: картинка отлично ложится на бумаге. На пальцах остаются свежие отметины и запах краски... Тираж пошел!
По высокому транспортеру пресса поднимается наверх к «приемщицам» — так в коллективе ласково называют девушек на упаковке.
— Проверяете брак за мужем? — интересуюсь у Татьяны.
— Брак сразу исключают, а мы лишь формируем по 75 газет в пачку.
Хоть за время подъема краска и успевает подсохнуть, в цеху у мастериц настоящая жара. Они ловко справляются с «моськой» — лентой упаковочной машины — и отправляют свертки на экспедицию. Почтовый транспорт грузится уже в полумраке фонарей. Маршрут у каждой из машин неблизкий, но нашим подписчикам переживать не стоит: к утру печатное слово будет у вас. Встречайте любимую газету во всех уголках страны!