Спецпредприятию Нацбанка предстоит утилизировать 10 вагонов "старых" денег

C миллиардов снимут стружку

С 1 января «старые» деньги в магазинах, кафе, киосках, на рынке, в общем, ни в одном заведении, которое работает с наличными, для расчета уже не примут. Период параллельного обращения денежных знаков образца 2000 и 2009 годов завершился. Останутся ли в убытке те, кто только сейчас обнаружил забытую «заначку»? Куда денут купюры, которые полтора десятилетия были в обращении? Ответы на эти и другие вопросы искала корреспондент «Р». 

Прощайте, деньги «с ноликами».
Фото Виталия ГИЛЯ

Тем, кто до сих пор не успел избавиться от купюр достоинством в десятки и сотни тысяч рублей, горевать не стоит: деньги не пропадут. До 31 декабря 2019 года их можно обменять на новые купюры в Национальном банке, банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года — только в Национальном банке. 

В Нацбанке подсчитали, что пятнадцать лет в обороте ходило 600 миллионов купюр образца 2000 года разного достоинства. Это составляет около 7,5 тысячи контейнеров, используемых для межбанковских перевозок, или 600 тонн банкнот. 

Грузоподъемность одного железнодорожного вагона — в среднем 60 тонн. Для одновременной перевозки всей денежной массы понадобилось бы как минимум 10 вагонов. Однако задействовать железнодорожный состав не пришлось, ведь деньги выводились из оборота постепенно. Покупатели товаров и услуг получали сдачу в основном новыми банкнотами и монетками. Существенную роль в обмене сыграли банкоматы: с первых же дней проведения деноминации подавляющее большинство их «зарядили» банкнотами образца 2009 года, а с августа 2016 года все без исключения банкоматы выдавали деньги лишь нового образца. 

«Старые» деньги закончат свой путь в центральном хранилище Нацбанка.
Фото sputnik.by

«Старые» банкноты в магазинах и прочих учреждениях, имевших дело с наличными, инкассировались в первую очередь. Немного купюр мелкого и среднего достоинства оставляли лишь на размен. Остальные уезжали и больше не возвращались. 

Из торговых объектов деньги поступали в обслуживающие их банки, а оттуда — в Национальный банк. Там купюры сортируют, пересчитывают, проверяют на подлинность и платежность. Кстати, за 9 месяцев минувшего года в банковской системе было выявлено всего 7 поддельных банкнот образца 2000 года.

— За июль — декабрь из обращения выведено около 96% от суммы и 58% от количества банкнот образца 2000 года. Банкноты номиналом 50 000, 100 000 и 200 000 рублей изъяты практически полностью, а купюры достоинством в 5000, 10 000 и 20 000 рублей — на 72%. Почти две трети мелких денег (100, 500 и 1000 рублей), используемых в основном для размена, еще находятся на руках граждан. Их поступление ожидается в первом квартале текущего года, — рассказали в пресс-службе Нацбанка. — Опыт предыдущих лет по изъятию банкнот мелких номиналов и анализ мировой практики показывает, что в кассы центральных банков возвращается только половина таких банкнот. 

Купюры образца 2000 года завершают путь там же, где дожидались своего часа новые купюры — в Центральном хранилище Национального банка. Они поступают туда в опломбированных контейнерах и измельчаются в специальном устройстве. За два часа работы этот агрегат превращает полтонны денег в мелкую стружку. Легко подсчитать, что для переработки 600 тонн ему понадобится 2400 часов, или 100 суток беспрерывной работы при полной загрузке.

Денежная стружка в упаковке

— Уже уничтожено 177,5 млн экземпляров банкнот образца 2000 года, что составило более 58% от поступившей денежной наличности. Процесс уничтожения продолжится и будет завершен после поступления последней банкноты образца 2000 года, — заверили в пресс-службе Нацбанка. 

Впрочем, некоторые денежки, скорее всего, измельчителя избегут. Национальный банк не располагает информацией о том, сколько купюр и какого достоинства осталось на руках у коллекционеров, однако нет сомнений, что некоторые собрали на память «денежный ряд» от 10 до 200 000 рублей. Кроме того, среди наших банкнот есть и редкие. Их можно разделить на две группы: редкие в любой сохранности и редкие только в совершенно новом виде (так называемой UNC степени сохранности) — без сгибов, потертостей, надписей и прочих повреждений. 

— В последние несколько месяцев перед деноминацией коллекционеры выкупали новенькие купюры, еще в банковской упаковке, пачками, по номинальной стоимости, — рассказал Виктор Какареко, председатель Белорусского нумизматического общества. — Как правило, это были мелкие деньги, ведь покупать крупные купюры дорого. 

Вслед за старыми деньгами отправятся в утиль и некоторые кассовые аппараты — те, которые нельзя перепрограммировать для работы с копейками. По сведениям Министерства торговли, таковых насчитывается около 23 тысяч.

Просто выбросить устаревший кассовый аппарат нельзя. Прежде его нужно снять с учета в налоговой. А потом обязательно следует сдать в ОАО «БелВТИ» — организацию, которая перерабатывает отходы электрической и электронной техники с содержанием драгоценных металлов. 

— Предприятие переработает отходы электронного оборудования и сдаст драгметаллы в Госфонд, а юрлицу предоставит необходимый пакет документов, которые подтвердят факт утилизации, — сообщил Игорь Горбачев, заместитель главного инженера ОАО «БелВТИ». — Кассовые аппараты к нам поступают регулярно, ведь в торговых объектах производятся обновления. Всплеска поступлений пока нет. Возможно, ненужные аппараты еще лежат на складе организаций, ждут оформления необходимых документов. Работаем в штатном режиме, к оказанию такого рода услуг готовы. Любые отходы от юридических лиц принимаем на платной основе. 

nevmer@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter