Первое, что бросается в глаза, — это невозможность получить точные количественные данные о задержанных в Турции иностранных гражданах. Агентство Reuters располагает сведениями о 2500 иностранных боевиках ИГ, которые могут быть высланы из Турции. В то же время президент Реджеп Тайип Эрдоган говорил о 1149 террористах, содержащихся в местах заключения, при этом 737 боевиков из этого числа — иностранцы. Вся информация, передаваемая информагентствами, строится вокруг этих двух цифр. По сведениям же немецких служб безопасности, которые обнародованы Deutsche Welle, 1050 человек некогда покинули Германию, вступив в ряды ИГ в Сирии и Ираке, однако одна треть из этого числа уже вернулась на родину. Таким образом, точными численными данными наблюдатели не располагают, а значит, вопрос, сколько человек будет выслано, остается открытым.
Аспект второй, вытекающий из различных комментариев по депортации европейцев, служивших в ИГ. Не совсем понятно, есть ли в Анкаре документированные доказательства происхождения того или иного террориста. Ясно, что все эти люди представляют потенциальную угрозу и для Турции, и у себя на родине. Многие из них, а может, даже и большинство не примут правила европейской жизни и со временем, даже имея постоянный надзор полиции, вольются в ряды подпольных исламистских ячеек. Проще говоря, европейские страны возвращают на свои территории этакие бомбы с часовым механизмом, которые способны сработать в любой момент.
Из всего этого следует, что по каждому депортируемому гражданину Турция должна передавать всю имеющуюся информацию: собранные доказательства происхождения и участия в деятельности террористической группировки, протоколы допросов, показания свидетелей и т.д. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас просил Турцию предоставлять подобную информацию «быстро и подробно». Именно это обстоятельство может задержать предполагаемую репатриацию террористов. С другой стороны, у многих террористов имеется двойное гражданство, и пока непонятно, как будет поступать турецкое правительство в подобном случае. К тому же, по некоторым данным, речь может идти и о лицах, плененных турецкой армией во время последних боев на севере Сирии и воевавших на стороне курдского ополчения.
Но если точных количественных данных не имеется, а гражданство террористов может быть двойным, а то и тройным, так же, как и существующая расплывчатость толкования термина «террористы» в политическом лексиконе различных стран, — все это не исключает, что Анкара будет использовать вопрос о репатриации в политическом торге с ЕС или США. Можно выслать большее количество боевиков, а можно меньшее — все зависит от уступчивости Европы и западных партнеров вообще.
Необходимость репатриации задержанных на родину юридически доказана и ни у кого не вызывает сомнения, как и то, что, выражаясь словами одного высокопоставленного турецкого представителя, его страна не должна быть «отелем для террористов» ИГ. Однако имеющиеся открытые источники оставляют много вопросов, главный из которых: не является ли начало процедуры возвращения на родину европейцев конъюнктурным политическим актом?
Впрочем, интересно посмотреть на происходящее в широком контексте — с точки зрения колебаний политической элиты Турции между двумя полюсами, а значит, и борьбы между различными ее группировками: кемалистской (светской, прозападной) и «неоосманской» (умеренно религиозной, азиатской, или евразийской, хотя каждый из этих терминов в отношении Турции может вызвать ожесточенную полемику).