Валерий Миронов, один из самых ярких солистов белорусского балета

Большой пируэт

Валерий Миронов, один из самых ярких солистов белорусского балета...

Валерий Миронов, один из самых ярких солистов белорусского балета, не одно десятилетие вызывал восторг у публики многих стран. И десятки раз мог изменить свою судьбу — предложения были, причем заманчивые. Ведь для работы за границей артистам балета не требовалось знания языка (оттого–то в советское время они заведомо считались «неблагонадежными» и, к слову, регулярно эту «неблагонадежность» подтверждали). Но свою сцену Миронов выбрал однажды и навсегда... Вообще, вся его жизнь могла бы стать неплохим сценарием для легкого музыкального фильма давно ушедшей эпохи, после которого остается сожалеть лишь о том, что так бывает только в кино. И финал у этого фильма, конечно же, должен быть ярким, светлым — стоит ли портить такой дивный сюжет страданиями героя в инвалидной коляске? Впрочем, сами «балетные» еще с детства приучены скрывать свою боль от чужих глаз. И все же... Слишком уж нестандартной была судьба премьера Миронова.


...В 1964 году Госконцерт собрал лучших советских артистов и на три с половиной месяца отправил гастролировать по Америке. От Беларуси пригласили Валерия Миронова и Лидию Ряженову, от России — Людмилу Зыкину... «Проект», как сказали бы сегодня, получился более чем успешный — вслед за экзотическими американскими пейзажами труппе «Радуга» тут же предложили полюбоваться еще и на мексиканские кактусы, но артисты единодушно проголосовали за возвращение домой. Кстати, в том же 1964 году Национальный Большой театр оперы и балета Беларуси получил звание академического.


— Каждую неделю я получала открытки с видами Америки, — вспоминает вдова Валерия Миронова Нинель Андронова. — Но больше всего его поразили дороги. И еще — публика. Везде нашим артистам предоставляли самые лучшие залы, таких огромных Миронов даже не видел (хотя это были его далеко не первые зарубежные гастроли). И все было забито до отказа... А вот американский быт особенно не зацепил, хотя у нас в то время условия жизни были просто «аховые». Но у него были свои ценности... Да, было такое, предлагали уехать из страны. Но это он сразу отметал. Как–то прикипел он к Беларуси, очень Миронов ее любил.


И его любовь была взаимной... У Валерия Миронова вообще было много талантов, и талант любви — далеко не последний из них. Этим талантом он делился не менее щедро, чем своим прекрасным танцем. Даже его жены, три яркие солистки белорусской сцены — Лидия Ряженова, Нина Давыденко и Нинель Андронова, — нежно любили друг друга. Нинель Васильевна и сейчас постоянно навещает свою Лидочку, отметившую недавно 90–летний юбилей. Конечно, им есть что вспомнить...


Тайна


— Дом Мироновых стоял через дорогу от дома Гагариных. Отец там был безумно компанейский. Часто собирал окрестную детвору и отправлялся на рыбалку. Возможно, тогда еще Валерий Павлович к ней и пристрастился... Кстати, с его отцом «дядя Леша» Гагарин очень дружил. Но в 1929 году Мироновы переехали в Москву и потом много лет узнавали друг о друге от общих знакомых. Через пять лет у «дяди Леши» родился еще один сын. Однако познакомиться с Юрием Гагариным лично у Валерия Павловича получилось только на кремлевском приеме годы спустя, где их усадили напротив...


Миронов был хорошим математиком, в юности ему даже прочили карьеру в технической области, но он всегда по–детски говорил: «Одного не понимаю — как же люди все–таки летают в небе». Хоть сам облетел 33 страны...


Выбор


У Валерия Павловича был абсолютный слух и довольно приятный тенор. Наталья Гайда, наша прославленная примадонна, обожала с ним петь в домашнем кругу (они дружили семьями. — Прим. авт.) Когда мальчишкой его услышала солистка «Мариинки» Мария Максакова, так и сказала: «Вам прямой путь в оперетту». Миронов тогда учился у знаменитого балетмейстера Ростислава Захарова и одновременно занимался у не менее знаменитого боксера Константина Градополова, даже успел стать чемпионом Москвы. Но однажды пришел на занятия к Захарову с фингалом после очередного боксерского поединка. И Ростислав Владимирович поставил вопрос ребром: или бокс, или балет. Градополов также настаивал: мол, молодой, перспективный... Но балет пересилил.


Фортуна


А ведь балетный класс Захарова Миронов посещал всего два года! Тем не менее получил диплом артиста балета и отправился в Ташкент, куда их распределили вместе с Лидочкой Ряженовой. По дороге прямо в поезде в журнале «Огонек» они увидели фото нашего театра, вернулись в Москву и попросили направить их в Минск. Видимо, фортуна была на их стороне — практически сразу они получили все, что хотели. В 1947 году приехали сюда и очень скоро заняли в театре положение солистов. Но, наверное, так и должно было случиться — оба были под стать друг другу, были безумно трудолюбивы, настоящие фанатики дела.


Жили они прямо в театре, рядом с балетным залом. Константин Муллер, в то время главный балетмейстер, бывало, стучал им ночью в двери: «У меня идея!» Артисты собирались в зале и тут же начинали репетировать... В репертуаре Миронов всегда был занят очень плотно. Только в роли Зигфрида в «Лебедином озере» выходил 300 раз. И за каждый свой спектакль терял не менее двух килограммов. Но в любую свободную минуту — после занятий, репетиций — соревновался со своим другом Стасиком Граховским, кто из них сделает больше пируэтов.


Судьба, кстати, берегла Миронова от травм, обычных для балетных. Только с возрастом нагрузки дали о себе знать...


Устойчивость


Я танцевала с ним единственный раз... Валерий Павлович был моим педагогом, преподавал у нас в училище дуэтный танец. К выпускному концерту я готовила адажио из второго акта «Лебединого озера». Накануне эту же партию танцевала на экзамене, и мой партнер от волнения держался за меня так, что ноги подламывались у обоих. Тогда мне сказали: выйдешь на сцену, если Миронов согласится стать твоим партнером. Это был 1961 год...


Из–за моего высокого для балерины роста танцевать со мной действительно было непросто. Еще в училище я знала, что буду солисткой–одиночкой. Но Миронов был уникальным партнером, танцевать с ним мечтали все. Помню, была у нас одна солистка, которая упорно не желала худеть. И это никого не смущало — потому что был Миронов. Она так и говорила: с ним — как у бога за пазухой... А на занятиях все поддержки он обычно показывал со мной. Однажды я пролетела мимо его рук — у нас есть такой прыжок «в рыбку», когда партнерша разгоняется метра за два с половиной и прыгает. Но расшибиться Валерий Павлович мне не позволил, успел поймать за хитон. А я была уже влюблена в него и летала в самом буквальном смысле...


Честность


Таким же надежным Миронов был и в жизни. Я никогда и ни к кому его не ревновала, даже когда поклонницы звонили к нам домой, ну и тем более когда встречали у входа в театр. И меня ничуть не задевало, что он опекает буквально всю нашу балетную молодежь, ходит к балетмейстерам, репетиторам, «пробивая» партии для достойных с его точки зрения артистов, но при этом никак не заботится о моей карьере. Мы оба считали это справедливым... Он мог за сутки вылететь в любой город Советского Союза, если где–то случался аврал, заболевал солист — откуда–то звонили, просили спасти спектакль, а у Валерия Павловича выдавался свободный день (он же танцевал практически весь классический репертуар)... А когда Советский Союз развалился, твердо сказал: «Из партии я не уйду». Его партийный билет хранится у меня до сих пор...


За два часа до каждого спектакля Миронов был уже в театре. И почти час мог ходить по сцене, проверяя, не осталось ли там гвоздей (это сейчас там специальное покрытие, а раньше декорации просто прибивали к полу и выдергивали их порой как придется)... Но однажды он встал перед зеркалом в первый арабеск и увидел, что прежней, юной чистоты линий уже нет. И поставил точку... Когда был прощальный концерт, все говорили: «Ах, вы еще столько могли!» Валерий Павлович пришел домой и заметил: «Пусть лучше говорят, что еще мог, чем обсуждают, чего не смог».


Но потом он еще долго работал в мимансе. И по–прежнему за два часа приходил в театр, и волновался все так же. Я видела, как ему тяжело, и в конце концов уговорила, чтобы он уволился. Зря, наверное, это сделала. Сцена его держала...


zavadskajya@sb.by


Советская Белоруссия №130 (24513). Суббота, 12 июля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter