Социальные сети как величайший обман

Блеск стеклянных сетей

Помню, как все посмеивались над историей о глуповатых туземцах, которые в 1626 году якобы продали целый остров Манхэттен голландцам за пару ниток стеклянных бус. Мол, как можно было столь лакомые стратегически важные и богатые земли отдать за дешевенькую бижутерию? Нас‑то с вами, продвинутых носителей современных знаний, ушлых и многоопытных, на мякине не проведешь. Мы не купимся на фальшивые цацки от заезжих купцов! Тем не менее купились. По моему глубокому убеждению, один из самых крупных обманов в истории случился не в XVII веке, а в наше время. Только место стеклянных бус в этой сделке заняли социальные сети.

Вспоминаю, как в 2001 году впервые прикоснулся к их волшебному миру. Должно быть, вид у меня был примерно как у дикаря, впервые увидевшего блестящие безделушки. Это же масса новых возможностей для самоутверждения! Теперь меня будет слышать не узкий круг друзей, а сотни, тысячи абсолютно незнакомых людей, которым я могу свободно доносить свои мысли, делиться с ними наболевшим и сокровенным, рассказывать о переживаниях и достижениях. Теперь, спустя почти четверть века, диву даюсь, насколько заразной и увлекательной казалась подобная форма общения. Та сеть личных блогов была весьма малоизвестной, но все‑таки в ней находилось около 5000 человек, которые поначалу робко, а потом все откровенней начали саморазоблачаться перед случайными собеседниками. Начали с разговоров на невинные темы вроде компьютерных игр, а потом пошло‑поехало: семейные драмы и служебные интриги, родительские проблемы и соседские скандалы, давние болезни и даже интимные сны… Почему‑то это казалось очень удобным. Поругался с начальником, выплакался в будто бы закрытый от посторонних глаз дневничок, получил десяток комментариев поддержки, и вроде бы отпустило. Конечно, особым удовольствием было выкладывание фоток со своими детьми и домашними питомцами, интерьерами квартир и дачными участками, отчетами о покупке машин и путешествиях… Тогда ты, как завзятый наркоман, получал дозу всеобщего одобрения и легкой зависти, и это, конечно, грело самоуважение и раздувало честолюбие.

Продолжалась эта идиллия довольно долго — до тех пор, пока сообщество не перестало напоминать розовый мир, источающий доброжелательность. А затем начались проблемы, созданные самими же пользователями. Кто‑то взял чей‑то текст, полный нелепых историй о самодуре‑директоре, и отправил автору на работу, по официальной почте. Нагадил по полной вплоть до увольнения незадачливого рассказчика. Кто‑то взял чужие фото, выложенные в публичный доступ, и придал им порнографический характер, раскидав потом по всей сети. Кому‑то не понравилась чужая внешность, и он вдоволь по ней оттоптался, доведя девушку до нервного срыва. Мол, и ненакрашенная страшная, и накрашенная… Что любопытно, все жертвы такого внезапного буллинга со стороны недавних добрых друзей (чаще всего анонимных) сожалели лишь об одном: что сами, своими руками создали предпосылки для травли, рассказав подробности личной жизни или выложив не самые удачные снимки.
Все они говорили, что почему‑то уверовали: социальная сеть предполагает некий негласный общественный договор, по которому уровень доверительности автора должен гарантировать неприкасаемость его личности, а вся информация, предоставленная им неопределенному кругу лиц, является безусловной частной собственностью. На самом деле это было не так.
История повторилась, когда в белорусском обществе появились люди с внезапным интересом к чужим жизням. Злонамеренным, разумеется. Пожалуй, никакой взлом баз данных не пополнял всякие «черные книги» и прочие «расстрельные списки» столь активно, как информация с личных страничек депутатов, учителей, силовиков, журналистов в «Одноклассниках», «ВКонтакте» и прочих фейсбуках. Появился даже такой термин, как «горбатое расследование», — по фамилии пропагандиста одной из инфопомоек Горбацевича, который шарил по чужим аккаунтам, выволакивал оттуда фотографии и сведения (выложенные самими хозяевами страничек), а потом гордо выдавал их за собственные «расследования». Велик профессионализм — умение запускать поиск по фамилии… Зато потом появлялись «разоблачительные» статьи: смотрите, на каком острове отдыхал вот такой начальник, на каком автомобиле ездит вот эта журналистка и вот какие наряды позволяет себе член избирательной комиссии… Разумеется, все это подавалось как приобретенное «на народныя грошы».

— У нас как‑то обокрали квартиру, — делилась со мной одна из жертв подобного «разоблачения». — И я помню буквально физиологическое отвращение от собственных вещей, раскиданных из шкафа, по которым воры топтались в грязной обуви. Вот такое же чувство испытала, зайдя в свой сетевой аккаунт, где кто‑то копошился, выискивая среди моих историй о взрослении дочки и воспитании собаки какой‑нибудь компромат. Вчитывался, наверное, в мои искренние рассказы о личных переживаниях, пытаясь отыскать возможность побольнее меня уколоть. Стало противно. Тут же удалила аккаунт.

Теперь она жалеет только об одном: что когда‑то доверилась зову социальных сетей. Купилась на блеск стеклянных бус… А вы говорите — туземцы…

Продолжение, понятно, последует.

rud@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter