Сперва краткая хронология. В начале февраля в интернете появился видеоролик, демонстрирующий тонны мертвой рыбы на поверхности водоема. Место трагедии — выработанные и затопленные торфяники в Лидском районе. Причина — нехватка кислорода в воде. Автор ролика утверждал, что о предзаморном состоянии водоема местные жители знали. Но вместо того чтобы заблаговременно сообщить об этом в природоохранную структуру, предпочли воспользоваться ситуацией и набить морозильники идущей в руки добычей. “Местные вывозили рыбу санками и мешками”, — поделился наблюдениями оператор ролика.
Две недели назад из глубин озера Дикое Несвижского района повсплывали сотни толстолобиков. Соответствующее видео было размещено в соцсетях. Мертвую рыбу прибило к берегу, килограммовые особи застряли на отмелях. Картина, что называется, не для слабонервных. Отсутствие течения и ледяной покров сыграли “на понижение” — уровень кислорода в воде оказался ниже критического, рыба попросту задохнулась.
На днях шум подняли жители поселка Привольный Минского района. Местные рыбаки пришли на берег пруда и увидели, что его поверхность побелела. Всплыла рыба. На место были вызваны сотрудники Госинспекции охраны животного и растительного мира, представители Минприроды, МЧС и даже милиция. Пробы воды для анализа отобрали. В причинах замора будут разбираться специалисты.
Вместе с представителем Минского областного комитета природных ресурсов — заместителем начальника отдела контроля за охраной биоразнообразия Екатериной Гулис — мы идем вдоль берега пруда. Специалист обращает внимание на прибитых к берегу мальков. На берегу кто-то выложил в ряд килограммовых щуку, сома и карпа. Скорее всего, их достали из воды местные жители, чтобы не допустить дальнейшего отравления водоема.
Что же здесь произошло? Екатерина Гулис говорит, что однозначные выводы делать рано — еще не все исследования отобранных проб воды “прогнали” через лабораторию:
— По регламенту мы должны определить точную причину, из-за которой рыба погибла. Так как самая распространенная — нехватка кислорода в воде, сперва делаем экспресс-тест. В данном случае он показал, что уровень кислорода был в порядке — выше нормы практически в два раза. Поэтому отобрали пробы воды и направили в лабораторию.
Екатерина Гулис: “Об истинных причинах гибели рыбы узнаем после результатов лабораторных исследований. Тогда же и решим, кто виноват и что делать”.
Ситуация, кстати, довольно любопытная. По предварительным данным, превышения концентрации аммония, нитратов, нитритов в этом пруду тоже не зафиксировано. Может быть, кто-то “пошалил” с электроудочкой? Екатерина Владимировна пожимает плечами: в таком случае дальше будет разбираться милиция.У местных же свои теории. Через дорогу от водоема возле своего гаража крутит гайки у квадроцикла Анатолий. Мужчина вспоминает, как хирел и приходил в запустение популярный когда-то пруд. Раньше и пляж был, и фонтаны, и мостки. Со временем все это исчезло — где-то что-то перекрыли, обновление воды прекратилось, озерцо стало мелеть, количество рыбы уменьшалось. А сейчас, говорит Анатолий, и вовсе все вымерло. За исключением живучих карасей. Причины известны:
— Зимой лед стал, потом оттепелью на него воду нагнало и опять заморозило. Получилось пустоледье, как бы двойной панцирь. Из-за этого рыба задохнулась.
Интересуюсь, отчего же прибрежные жители не спасали живность? Как-никак сами здесь годами рыбачат, отдыхают. Собеседник лишь машет рукой. Говорит, сидели и зимой рыбачки. Признаки замора видели, но помалкивали: “Рыба сама из лунок за воздухом выпрыгивала. Кто ж такую золотую жилу добровольно перекроет?” Ну а потом “гром грянул”. И люди “перекрестились” — начали трезвонить во все инстанции. Вот только что толку, если спасать поздно?
Как бы то ни было, отныне водоем в черте поселка Привольный, на улице Озерной, будет числиться в особом перечне Минприроды. Представители природоохранной инспекции по специально разработанному графику зимой и летом будут сюда приезжать и мониторить ситуацию. Но многое будет зависеть от гражданской позиции местных жителей, считает начальник отдела биологического разнообразия министерства Александр Гиряев. И соглашается провести своеобразный ликбез.
Что случилось в Привольном, уже понятно даже со слов местных жителей. Рыба начала задыхаться еще зимой, подо льдом. Александр Гиряев говорит вот что:
— Хотя это и не входит в перечень наших прямых обязанностей, мы ведем учет и контроль за так называемыми предрасположенными к заморным явлениям водными объектами. Не реже двух раз в месяц взятые под контроль водоемы посещают инспектора природных ресурсов, проводят экспресс-тесты на содержание кислорода. Если наблюдается падение его уровня, предпринимаем превентивные меры. Зимой, например, рубим лунки. Летом проводим известкование. Известь прибивает водоросли, связывает аммиак и ряд других опасных для ихтиофауны веществ. Но речь идет об учетных водоемах…
По словам Александра Гиряева, сами рыбаки своими силами могли помочь погибающей рыбе. Было бы желание. И, разумеется, понимание:
— При нехватке кислорода рыба вовсе не обязательно должна подплывать к лункам. Но определить качество воды можно даже без специальных реагентов. Есть и дедовские способы. Например, опустить в воду золотое колечко. Если оно потемнело, значит, кислорода почти не осталось. Зимой рыбаки активно пользуются блестящими латунными, медными мормышками. И наверняка многие из них замечали, что снасть потемнела.
Вообще, главные функции Минприроды (если речь идет о водных объектах) — контроль за тем, чтобы воды не загрязнялись, а также охрана краснокнижных видов рыбы. Но недавно министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык актуализировал и взял на особый контроль внутренний приказ “О мерах по предотвращению заморных явлений”, согласно которому лаборатории совместно с инспекторами обязуются отслеживать взятые на учет водоемы и обводненные карьеры. Кроме того, специалисты по поручению министра разработали и разослали во все заинтересованные ведомства так называемую “дорожную карту” — перечень мер реагирования по предупреждению заморов.
— Подобные действия можно отнести скорее к добровольной инициативе, но ведь одна из наших общих задач — сохранение животного мира, — говорит Александр Гиряев. — Подчеркну еще раз — общая задача. Не только специалистов, но и всех жителей страны.
НЕ НАДЫШАТЬСЯ
Основная причина нехватки кислорода зимой — “герметизация” водоема с помощью ледяной “крышки”. Новые порции воздуха под лед почти не проникают. В то же время процессы разложения водорослей и сапропеля не прекращаются. При отсутствии фотосинтеза углекислый газ быстро вытесняет остатки кислорода.
Главная причина летних заморов — высокая температура воды. Вообще, каждый водоем имеет способность самоочищаться. Но только при сбалансированном сероводородном балансе. При перегреве воды баланс нарушается, начинается накопление аммиака, сероводорода, которые замещают кислород и отравляют рыбу. Кроме того, в теплой воде хуже растворяется кислород. Например, при 18 градусах этот показатель составляет 12 мг/кубометр, а при 24 градусах — уже лишь 6 мг.
Как бороться с заморами? Зимой нужно обеспечивать доступ воздуха под лед — делать лунки, вставлять туда снопы из камыша, соломы, сена. Летом эффективнее всего проводить известкование. Кстати, можно бросить в воду несколько брикетов поваренной соли. Доказано, что в воде с увеличенным содержанием соли рыба потребляет меньше кислорода.
muravsky@sb.by
Фото автора.