Палата представителей Национального собрания приняла сразу в двух чтениях законопроект «О геноциде белорусского народа». Событие для Беларуси неординарное. Во-первых, потому что, к сожалению, и в нашей стране пришло то время, когда приходится уже ставить заслон попыткам исторического ревизионизма и оправдания преступлений нацизма не только морально-этическими, но и юридическими мерами.
Во-вторых, потому что мы не стали стыдливо закрывать глаза на эти крайне опасные тенденции, которые вовсю расцвели вокруг нашей страны и стали активно проникать внутрь. Ни для кого не будет секретом, что радикальные, антисоветские версии исторической политики памяти, которые культивируются в Польше, странах Балтии и в Украине, по сути, размывают представления о добре и зле, и мы становимся мишенью для идеологических диверсий, ставящих целью подмену нашей исторической памяти суррогатом из национализма и антисоветчины.
И это не просто теоретические рассуждения. Последствия преступного попустительства в отношении нашей исторической правды мы увидели и в 2020-м, когда значительная часть активистов т.н. «протестов» была сознательно индоктринирована разрушительной идеологией, в которой, оказывается, уже нет подвига Красной армии, партизан и подпольщиков, Великой Победы над нацизмом, а всего лишь борьба двух «тоталитаризмов» в лучшем случае, а в худшем — откровенный неонацизм и солидаризация с «европейским порядком» 80-летней давности.
Появление таких манкуртов — крайне тревожный признак, и мы не можем на это спокойно взирать без риска увидеть в один момент, как они становятся определяющей судьбу страны силой. Увы, набивший оскомину пример Украины здесь очень красноречив и показателен. Если бы там в свое время приняли аналогичный белорусскому закон, может быть, мы и не увидели бы превращение страны в руины и моральное падение ее руководства.
Закон о геноциде белорусского народа признает сам факт того, что в последнюю войну мы пережили не просто тотальные боевые действия на своей территории, но столкнулись с попыткой планомерного, сознательного, умышленного уничтожения нашего народа — белорусского, который тогда был составной частью советского. И поэтому мы на национальном уровне должны сказать об этом прямо и открыто.
Но это не значит, что мы замыкаемся только в национальной перспективе оценки тех событий, белорусские правоохранительные органы, историки, общественники работают в тесной связке с российскими — так уж вышло, что именно Беларусь и Россия сегодня на передовой защиты исторической правды.
И помощь из России в плане расследования и извлечения из архивов фактов преступлений, совершенных на территории Беларуси во время войны, действительно колоссальная. Чего стоят хотя бы документальные издания из серии «Без срока давности» о преступлениях нацистов и их пособников против гражданского населения, подготовленные российским фондом «Историческая память». Материалы этих изданий становятся основанием для возбуждения прокуратурой Республики Беларусь уголовных дел о геноциде и преступлениях против человечности.
Закон о геноциде белорусского народа предельно конкретен, в нем закреплены и основные понятия, связанные с преступлениями во время Великой Отечественной войны, но также предусматривается ответственность за отрицание геноцида, содержащееся в публичном выступлении или в публикациях в СМИ, а также в интернете, что позволяет создавать необходимые барьеры для распространения антиисторической и антибелорусской пропаганды. Но самое важное то, что закон позволяет и внутри нашей страны, и вне ее говорить правду о том, что пережили белорусы, и привлекать по всему миру к ответственности тех, кто хотел нас уничтожить. А это значит, что справедливость восторжествует даже по прошествии стольких лет.
Алексей Дзермант, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук, политолог