Автолюбители спрашивают — «НГ» отвечает

Фото из архива «СБ»

ТО, что надо знать

Слышал, что на диагностических станциях Белтехосмотра изменились требования при проверке тормозов.

Михаил Поречкин, Вилейка

Как рассказал Михаил Михайловский, начальник управления организации государственного технического осмотра УП «Белтехосмотр», с сентября прошлого года гостехосмотр проводится в соответствии с техрегламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Некоторые отличия нынешних требований от действовавших ранее такие:

♦ Относительная разность тормозных сил колес оси не должна превышать 20% для тормозного механизма дискового типа и 25% — барабанного. Прежде — не более 30%.

♦ Изменились в сторону увеличения значения тормозного пути транспортных средств. Контроль осуществляется поочередно — торможением передним и задним тормозом вместо одновременного приведения органов управления рабочей тормозной системы раньше.

Появились требования к техсостоянию тормозного привода, не применявшиеся ранее: коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, а также нарушение целостности регулятора тормозных сил на транспортном средстве, оборудованном этим устройством. Гибкие тормозные шланги должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов. Важно, чтобы АБС была в рабочем состоянии: без видимых повреждений, ненадежного крепления, без отсоединения ее элементов. Световой индикатор мониторинга рабочего состояния АБС должен находиться в исправном состоянии: загораться при активации АБС после включения зажигания и отключаться не позже, чем когда скорость транспортного средства достигнет 10 км/ч.


На проверке лучше не экономить

Хочу купить себе подержанный автомобиль. Где его можно проверить и сколько это стоит?

Иван Залесский, Скидель


Убедиться в исправности бывшего в эксплуатации автомобиля нужно еще до оформления купли-продажи, подчеркивает автоэксперт Дмитрий Гайко. На техническом осмотре транспорта лучше не экономить: внешне чистая и на первый взгляд исправная техника может иметь немало недостатков. Лучше заранее продиагностировать «бэушку» на СТО, чтобы затем не платить в разы больше за ремонт.

Дмитрий Гайко рекомендует обратиться в официальные автосервисы, где определят, случались ли с автомобилем ДТП и какой ремонт выполнялся прежде. О том, что имеются определенные проблемы, свидетельствуют такие признаки: горит индикатор Check Engine; быстро разряжается аккумулятор; происходят перебои в функционировании бортового компьютера; возникают трудности с запуском двигателя; мотор работает неровно, есть вибрация и шумы. А еще — грязный выхлоп (густой дым из трубы глушителя). Оценивается и состояние кузова.

Эксперт напомнил: подержанный автомобиль лучше приобретать у владельца, а не у перекупщиков. Так можно больше узнать об истории машины. По мнению Дмитрия Гайко, 80% «бэушек», ввезенных из-за границы, продают с уменьшенным (скрученным) пробегом.

Примерные цены на диагностические услуги СТО при проверке:

♦ двигателя — 20—30 рублей;

♦ АКПП — 20—30 рублей;

♦ МКПП — 10—20 рублей;

♦ электрооборудования — 20—30 рублей.


Техническая осмотрительность

Как и в какие сроки нужно обслуживать электромобиль? Что в его работе требуется проверять и своевременно менять?

Александр Пучинский, Витебск


По мнению Евгения Савича, кандидата технических наук, профессора АТФ БНТУ, для электромобилей существуют плановые ТО, которые необходимо проводить согласно установленному производителем регламенту. Техосмотр через 15 тысяч км — общая проверка подвески, а также регулировка развал-схождения. Это связано с тем, что электромобили достаточно тяжелые и углы установки колес нарушаются чаще, чем в обычных легковушках. Тормозную жидкость рекомендуется менять через два года (или 48 тысяч км), масло в редукторе (этот механизм является одним из самых подверженных высоким нагрузкам и износу) — каждые 30 тысяч км.

После пробега в 15 тысяч км требуется проверить уровень охладителя для аккумулятора обогревательной системы, силового инвертора, модуля зарядного агрегата. Контролируются также тормозная система, дверные замки (их следует смазать), рулевое управление и так далее.

Через 24 тысячи км меняют щетки стеклоочистителя, спустя 57 тысяч км — салонный фильтр, а через 120 тысяч км — стойки капота.

Контроль тяговой аккумуляторной батареи можно произвести только на СТО с помощью специализированного оборудования, которое показывает также количество произведенных циклов заряда-разряда, а значит, и оставшийся срок службы данной батареи.

Рекомендуется не заряжать тяговую АКБ электромобиля до 100 % и не разряжать до 0 %. Чтобы продлить срок службы батареи, уровень перезарядки должен быть 80—90 %. Кроме того, не следует заряжать свой электромобиль на зарядных станциях 3-го уровня все время (зарядка постоянным током высокого напряжения). Частая зарядка таким током снижает долговечность АКБ.


Важные расходники

Когда необходимо менять масло в двигателе, а также фильтры: воздушный, масляный и топливный?

Сергей Гурницкий, Лепель

Как рассказал кандидат технических наук, профессор АТФ БНТУ Евгений Савич, замена масла в двигателе должна производиться согласно инструкции предприятия-изготовителя — примерно через каждые 10—25 тысяч км пробега легкового автомобиля. При эксплуатации машины на пыльных дорогах, в сельской местности, с прицепом, при «спортивной» манере вождения (резкие трогания с места и подобные торможения) замена рекомендуется чаще (примерно через 7,5—10 тысяч км пробега для легковых автомобилей).

Масляный и воздушный фильтры меняют обычно вместе с моторным маслом. Топливный — как правило, один раз после 20—25 тысяч км пробега для бензиновых двигателей или при замене масла — для дизельных.

В среднем цены на эти услуги такие: замена воздушного фильтра — 20 рублей, топливного — 40, масла в двигателе — 30 рублей, в коробке передач — 40—60.


Пограничный договор

Слышал, что меняются правила въезда в ЕС на машинах. Какова будет процедура страхования автогражданской ответственности?

Геннадий Красуцкий, Дрогичин

С 1 июня 2023 года международный полис страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта» прекратил свое действие для белорусских автовладельцев в Евросоюзе, Великобритании и Швейцарии. Выданные в этих странах «Зеленые карты» также перестали работать в Беларуси. Об этом клиентов предупредили в страховых компаниях нашей страны. Взамен владельцы транспортных средств при поездках за пределы Беларуси должны будут заключать договоры пограничного страхования на территории государства въезда.

savostenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter