Автолюбители спрашивают — «НГ» отвечает

Ездить без раскачки

Как определить состояние амортизаторов? Когда и в каких случаях они подлежат замене?

Александр ПЕТРЕНКО, Бегомль


По словам Евгения Савича, кандидата технических наук, профессора АТФ БНТУ, существует несколько методов определения состояния амортизаторов:

— визуальный осмотр; 

— раскачивание автомобиля; 

— проверка степени нагрева; 

— оценка поведения автомобиля в движении; 

— стендовая диагностика. 

При визуальном осмотре определяют, нет ли на поверхности корпуса детали подтеков масла, что свидетельствует о потере герметичности.

Наиболее простой метод проверки — раскачивание автомобиля. Если амортизаторы рабочие, после прекращения раскачки кузов машины становится неподвижным уже на первом или втором «свободном» качке.

При неисправных амортизаторах уже на скорости 80—90 километров в час автомобиль начинает приобретать плохую управляемость на дороге, особенно неровной, появляется продольная и поперечная раскачка. Она имеет слабо затухающий характер, и при очередных неровностях ее амплитуда увеличивается. Также автомобиль может плохо или с большим опозданием реагировать на поворот рулевого колеса, что существенно влияет на безопасность движения.

Блеснем прозрачными фарами

Когда нужно делать корректировку и полировку фар. Для чего это необходимо?

Иван ПУСТОВАЛОВ, Речица

По мнению автоэксперта Евгения Савича, учитывая погодные условия в Беларуси и состояние наших дорог, фары автомобиля царапаются песком, грязью, подвергаются воздействию соли и реагентов. Полировка фар позволяет вернуть прозрачность стекол и сделать движение безопаснее, а вид автомобиля привлекательнее.

Владельцам машин рекомендуется проводить такую полировку фар каждые 50—60 тысяч километров пробега.

Полировка — работа с фарами автомобиля, проводимая специалистом, чтобы удалить с их поверхности наружный защитный слой, который потерял свои эксплуатационные качества. Суть профилактических работ сводится к тому, что фара без усилий протирается чистыми ветошами с использованием безабразивных и мелкоабразивных средств.

В качестве абразивных материалов в данном случае можно использовать как специальные пасты (к примеру, ГОИ № 1) и кремы, так и подручные средства, например обычную зубную пасту. Кроме того, для полировки фар можно купить специальный набор.

Процесс прост: при полировке наносят полировочное средство на мягкую ветошь и разносторонними движениями (круговыми, прямолинейными) полируют фару. Также можно применить для этого полировочные машинки.

Стоимость полировки фар на СТО — от 20 до 50 рублей за две штуки, но есть и гораздо более высокие расценки на эту услугу — до 200 рублей за пару.

Не тяни резину

Расскажите, как правильно утилизировать старые шины и куда их можно сдать?

Сергей ИВАНОВ, Полоцк

В нашей стране работает не менее 16 объектов по переработке изношенных шин и резиносодержащих отходов с ежегодной суммарной потребностью свыше 85,4 тысячи тонн. Так, за 2022-й на этих предприятиях было переработано 24,9 тысячи тонн изношенных автопокрышек. И объемы будут лишь возрастать. Координирует эту работу государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» — некоммерческая организация в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.

Согласно Правилам дорожного движения, дважды в год белорусские автовладельцы должны менять покрышки с зимних на летние и наоборот. В итоге накапливаются сотни тонн подержанных шин. Куда их девать? Просто выбросить не получится, хотя такую неэкологичную «продукцию» можно встретить не только на свалках, но и в лесах, на берегах рек и озер.

Каждому из нас следует знать, что отработанные шины фактически не разлагаются, выделяя токсичные вещества и загрязняя природу. Однако в результате их переработки можно получить ценное вторсырье. Напомню, в Беларуси есть возможности переработки отходов от эксплуатации машин: бывших в употреблении покрышек, аккумуляторов, пластмассы, текстиля, стекла, металлолома, отработанного машинного масла.


Одно из таких предприятий-переработчиков изношенных шин — научно-производственная группа «Экологическая альтернатива», начавшая работу в 2004 году в деревне Пушкари под Гродно. Сегодня на предприятии безотходно утилизируется более 15 тысяч тонн резины в год (мощность переработки — 3 тонны за рабочий час). Ежедневно с 8:00 до 20:00 на заводе принимают до 1,2 тысячи тонн старых шин и других резиновых отходов: прокладок, использовавшихся между окнами домов, рельсами, дверями, а также втулок, манжет, шлангов, утеплителей и многого другого.

Это предприятие, действующее круглосуточно, одно из крупнейших в СНГ. В его штате около 400 работников. Здесь внедрены полностью экологичные методы утилизации автошин — по принципу безотходного механического рециклинга. Так, покрышку разделяют на составляющие ее элементы: резину, текстиль и металл. Ничего при этом не выбрасывается и не сжигается. Металл и текстиль идут на реализацию в Евросоюз, Турцию, Китай и Южную Корею (всего в 36 стран). Сырье сюда поступает с местных предприятий и от частных лиц (безвозмездно).

При этом резину можно считать «вечным материалом»: ее можно превратить в новые шины или любые другие востребованные резиновые изделия, использовать в обустройстве ферм, спортивных объектов и многого другого.

savostenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter