Тему того, как политика привлечения интересов разных геополитических игроков на территорию Казахстана впоследствии сказалась на протестах в республике, политический аналитик Александр Шпаковский раскрыл в эфире общественно-политического ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио».
– В Казахстане проводилась достаточно интересная и в то же время спорная политика на протяжении всего периода суверенного развития этого государства, – отметил Александр Шпаковский. – [Первый Президент Казахстана] Нурсултан Назарбаев является отцом идеи евразийской интеграции и сближения на постсоветском пространстве – это с одной стороны. С другой стороны, Казахстан ежегодно направлял значительное количество своих успевающих школьников старшей группы и студентов для обучения за рубежом. Плюс [бывший премьер-министр Великобритании] Тони Блэр какое-то время был советником Президента Назарбаева. Казахстан приветствовал на своей территории разного рода западное влияние, западные некоммерческие организации с одним лишь условием – отсутствие прямых посягательств на власть.
Он добавил:
– При этом коллективный Запад, что интересно, с одной стороны, как говорится, заигрывал с казахскими властями. Например, после жесткого подавления беспорядков в Жанаозене председательству ОБСЕ ничего не мешало, никакие серьезные санкции против Казахстана никогда не вводились. С другой стороны, Запад подкармливал разного рода оппозиционные правозащитные структуры, которые занимались постепенным подрывом казахской государственности.
Аналитик также напомнил, что Казахстан развивал и сотрудничество с Китаем.
– После осуществления транзита власти, когда Нурсултан Назарбаев оставил за собой какие-то полномочия сверхстратегического порядка, стал председателем Совета безопасности страны, а нынешний президент Касым-Жомарт Токаев пришел к власти, Казахстан продолжил этот курс. В том числе на сближение с Западом и параллельно углубление евразийской интеграции, – сказал гость программы.
Эксперт указал: в марте 2020 года было подписано соглашение об углубленном партнерстве между ЕС и Казахстаном.
– Надо сказать, что этой системой сдержек и противовесов и попытками завести на территорию интересы разных геополитических игроков управлять довольно непросто, – подчеркнул Александр Шпаковский. – Всем этим многообразием мог управлять только человек с очень мощным авторитетом, которым был Назарбаев. Безусловно, годы берут свое. Недавно в сеть попали кадры, где Нурсултан Абишевич совсем слаб здоровьем – думаю, это во многом послужило триггером для начала протестов. Особенно в преддверии саммита Россия – НАТО. Определенные силы попытались нанести удар в подбрюшье России в Центральной Азии.
Протесты в Казахстане начались 2 января: жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области массово вышли на улицы с призывом снизить цены на топливо. По их словам, с 1 января цена за литр сжиженного газа возросла до 120 тенге ($ 0,27), демонстранты требовали снизить ее до 50–60 тенге ($ 0,11–0,13). Президент поручил правительству срочно рассмотреть ситуацию в регионе с учетом экономической целесообразности и в правовом поле. Правительственная комиссия прибыла в Актау и приступила к работе. Во вторник после встречи с протестующими комиссия объявила о снижении цены на сжиженный газ до 50 тенге за литр в Мангистауской области, однако это не помогло: протесты продолжились.
На всей территории Казахстана введен режим чрезвычайного положения. Он подразумевает в том числе комендантский час, запрет на проведение массовых мероприятий, забастовок и на продажу оружия, а также усиление охраны особо важных объектов. 5 января правительство ушло в отставку. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев возглавил Совет безопасности республики и заявил, что в отношении беспорядков в стране намерен действовать жестко.
Главное о происходящем в Казахстане утром 6 января – в нашем материале по ссылке.
Ток-шоу «Будни» выходит утром с понедельника по пятницу. В каждом выпуске предметом обсуждения становятся самые актуальные темы из жизни страны и мира. В дискуссии принимают участие политологи, ученые, общественные деятели и журналисты ведущих средств массовой информации.
Аналитик – о том, как на протесты в Казахстане повлияла стратегия работы с разными геополитическими игроками
Фото:
Диана МИХАЛЕВИЧ